«Автодор» и инвесторы решат, что делать с ЦКАД

«Автодор» и инвесторы думают, что делать с ЦКАД: менять финансирование, отсрочить конкурс или весь проект на год. Без господдержки не обойтись, предупреждают эксперты и участники рынка
У ЦКАД началась черная полоса/ С. Портер/ Ведомости

До конца недели госкомпания «Автодор» в очередной раз обсудит с инвесторами перспективы двух секций ЦКАД - 3-й и 4-й, рассказали «Ведомостям» федеральный чиновник и сотрудники трех компаний, участвующих в консультациях. Проблема серьезная, единодушны собеседники «Ведомостей». Эти две секции составляют больше половины будущего кольца вокруг Москвы - 202 км из 340.

Концессионные конкурсы по обоим участкам уже объявлены, и в ноябре на каждый поступило по пять заявок от одних и тех же компаний. Но с тех пор курс рубля упал, а инфляция и стоимость заимствований подскочили. Потенциальные концессионеры предупредили: в изменившихся условиях они не смогут профинансировать проекты на условиях, которые закреплены в действующей конкурсной документации, рассказывают участники консультаций и федеральный чиновник.

Привлекать финансирование сейчас стало слишком дорого либо вообще невозможно, констатирует человек, близкий к одной из строительных компаний. В этой ситуации инвесторам ничего не остается, кроме как ставить вопрос об увеличении государственной поддержки при финансировании проекта. Государственный грант вряд ли будет увеличен, Минтрансу и так поручено резать расходы - речь может идти скорее об увеличении поддержки в косвенной форме. Это означает, что государство должно принять на себя дополнительные риски и, соответственно, долгосрочные финансовые обязательства: например, гарантировать риски инфляции или повышения ставок. Сейчас «Автодор» думает, какой компромисс может быть предложен концессионерам, перекладывать все риски на государство никто не собирается, рассказывают два участника консультаций. В ситуации, когда потенциальный концессионер не может привлечь средства из-за чрезмерно высоких ставок, неизбежно увеличение государственного финансирования либо сразу, либо в перспективе - через возможность рефинансирования проекта, говорит партнер PwC Дмитрий Ковалев.

Концессионеры также выдвигают свои предложения. Например, «ВТБ капитал» (подал заявки совместно с французской Vinci) предложил провести конкурс и заключить соглашение без существенных отсрочек, но финансирование отложить, перенеся срок, к которому нужно договориться о привлечении денег (так называемое «финансовое закрытие»), рассказывают сотрудники трех компаний, участвующих в консультациях с «Автодором». Когда все условия соглашения уже будут зафиксированы, проще искать финансирование - так «ВТБ капитал» во время консультаций объяснял преимущества этой схемы, говорит один из участников встречи. Пресс-служба «ВТБ капитала» сообщила, что его представители такую позицию не высказывали.

«Довод неочевидный, идея все равно поддержана не была», - рассказывает один из участников встречи. Например, «ВТБ капитал» уже в аналогичной ситуации по участку трассы Москва - Санкт-Петербург: соглашение подписано, но финансирование пока так и не нашли. К тому же риски инфляции и повышения ставок в такой схеме ложатся на государство, добавляет собеседник «Ведомостей». Общее предложение - пока перенести сроки конкурса, рассказывают федеральный чиновник, человек, близкий к Минтрансу, и сотрудники компаний, участвующих в консультациях. Пока обсуждается отсрочка в полгода, но концессионеры предлагали сдвинуть сроки на год - чтобы стабилизировалась финансовая ситуация, рассказывают два собеседника «Ведомостей». Но это означает и перенос сроков ввода в эксплуатацию, вздыхает чиновник. «Невеселая ситуация: строить вроде надо, а денег нет», - резюмирует другой участник обсуждения.

Проблемы есть и с секциями 1 и 5, где уже определен исполнитель контракта, напоминает федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру: строительные компании в непростом положении, итоги конкурса по секции 5 под вопросом. Но ЦКАД всегда выглядела приоритетным проектом, замечает человек, близкий к одному из участников конкурса: его финансирование одобрил президент Владимир Путин, проект широко обсуждался - возможно, на него-то деньги сейчас будут изысканы.

«Мы руководствуемся сетевым планом-графиком реализации проекта, подписанным председателем правительства, финансовым планом и долгосрочной программой госкомпании. Сроки реализации проектов и их финансирование в этих документах не менялись», - говорит представитель «Автодора».