Московские ДСК наладили производство разноцветных ярких фасадов

Компании подготовились к грядущему запрету строительства панельных домов старых серий
В «Микрогороде «В лесу» сделали ставку на многоцветие и индивидуальность фасадов/ Rose Group

Архитекторы любят рассказывать байку про двух заказчиков, которые решили построить особняки друг напротив друга. Один настоял на внешней привлекательности своего дома в ущерб внутренней, второй потребовал сделать дом красивым внутри, не заботясь о том, каким он предстанет снаружи. В итоге он выиграл: его глаза радовали и собственные интерьеры, и стоящий напротив коттедж соседа.

Долгое время девелоперы находили собственный «третий путь»: не заботились ни о внешней красоте возводимых ими жилых строений, ни о внутренней. Фраза о серой безликости спальной Москвы давно стала штампом, а «муниципальная отделка» означала нечто, требующее переделки. А ведь «архитектурный облик в значительной мере формирует среду обитания», напоминает архитектор Максим Атаянц: «Человек может купить квартиру и сколь угодно красиво ее обустроить, но, если его дом некрасив и вокруг такие же дома, ему будет неприятно выходить на улицу, находиться в недружелюбном месте». «В Петербурге жители зачастую предпочитают жить в коммуналке, если ее окна выходят на Казанский собор или другие памятники. Красивая архитектура нивелирует даже бытовые неудобства», – уверен Атаянц. «Достоверно установлена связь между визуальным качеством среды и психическим здоровьем человека», – вторит коллеге директор по проектированию Rose Group Сергей Крючков.

Теперь Москомархитектура намерена мотивировать застройщиков на создание привлекательной городской среды. Чиновники действуют по двум фронтам: ведут просветительскую работу и принимают регулирующие проектирование документы. Новые критерии градостроительных решений типовых серий, касающиеся объемно-планировочных характеристик этажей и фасадов зданий, с этого года будут включаться в техническое задание на проектирование. Начиная с 2016 г. строительство панельных домов старых серий в Москве прекратится.

Но еще раньше к красоте девелоперов подтолкнул элементарный расчет. В борьбе за покупателя они вынуждены улучшать потребительские характеристики новостроек, озвучивает общее мнение представитель ГК ПИК: сейчас все компании, имеющие собственные производственные мощности, разрабатывают (или видоизменяют) серии, стремясь добавить им яркие разнообразные фасады.

ПИК, например, еще в 2011 г. предложила рынку модернизированную серию П-3МК «Флагман», фасады которой облицовываются керамической или клинкерной плиткой и местами окрашиваются. А в начале 2015 г. стала возводить новостройки, не только покрытые разноцветной плиткой, но и с индивидуальным дизайном окон и штатными местами для установки кондиционеров. «Так мы не только добавляем фасаду пластику, но и гарантируем, что его внешний вид не ухудшится со временем», – объяснил представитель группы компаний.

Сергей Кузнецов
Главный архитектор Москвы

Яркая расцветка фасадов – один из способов создания визуально насыщенной городской среды; не менее важно разнообразить их пластику и предусмотреть места для размещения кондиционеров.

Rose Group с начала строительства «Микрогорода «В лесу» решила противопоставить «безликому и бесцветному однообразию типовой панели многоцветие и индивидуальность фасадов», рассказывает Сергей Крючков. Генеральным проектировщиком микрорайона было выбрано бюро Speech. Какие-то фасады, говорит Крючков, были приняты сразу, какие-то решено было «оптимизировать»: в целях экономии в некоторых секциях вентилируемый фасад заменили на штукатурный, во второй очереди жилого комплекса использовали только пластиковые окна (а не сочетание алюминиевых и пластиковых, как в первой), а стеклофибробетон поменяли на композит. «Этот проект стал попыткой создать фрагмент гуманизированной городской ткани», – объясняет Сергей Чобан, управляющий партнер Speech.

Практически на всех панельных стройках ГК «СУ-155», стартовавших в последние пару лет в Москве и Подмосковье, возводятся модификации серии И-155 (И-155Мк, И-155Мм, И155-Нб) с цветными фасадами. Сейчас таких проектов в Московском регионе все больше, особенно в комфорт-классе, отмечает представитель компании Роман Черниговцев. Он прогнозирует, что скоро «яркие фасадные решения будут доминировать». ЛСР готова добавлять краску любого оттенка в штукатурку, которой покрываются фасады ее серии «Европа». «Мортон» обещает уже с конвейера нового ДСК выпускать окрашенные фасады серии «Град 1-М».

Даже недорогой сегмент имеет право на индивидуальность, считает Андрей Пучков, генеральный директор Urban Group. Его компания старается не повторять фасады в жилых комплексах. Используются разные приемы: несколько оттенков кирпича, варьирующиеся декоративные элементы, количество и размер окон, рисунок и оформление балконов, специальные подкрышные декоративные элементы – графитто. В жилом комплексе «Солнечная система» компания применила оригинальный способ визуального и конструктивного разделения фасадов на три яруса системой уступов. Первый, самый нижний, выполнен в классическом стиле: невысокие разноцветные фасады с воздушными балконами, портиками, арками. Второй тоже классический, но его цвета смягчены. Третий ярус фасада лаконичен и более урбанизирован, осовременен. И в силу того что каждый ярус несколько отступает вглубь, создается иллюзия перспективы, города на возвышении с разными строениями.

Рекламный фасад

Фасады зданий интересны для размещения рекламы как классических, так и медиаформатов. В небогатых российских городах это позволяет скрывать недостатки обветшавших зданий. Наиболее привлекательными для размещения модулей являются объекты в центре, на проходных улицах. В этом случае крупный рекламный формат способен буквально реанимировать внешний вид здания, не говоря уже о финансовой выгоде собственников зданий, отмечает Константин Майор, владелец медиахолдинга Maer Group. Ведь за размещение рекламы на объекте полагается значительная компенсация, которую жильцы дома могут употребить на восстановление фасада или кровли.

Подобная эстетика, говорит Пучков, повышает себестоимость проекта приблизительно на 5–10%. Для ГК «СУ-155», по словам Черниговцева, удорожания нет: компания сама проектирует раскладку плитки, сама ее производит (количество плитки не меняется, а разноцветие не влияет на себестоимость), сама производит панели. «Вычленить «вклад» новых колористических решений в динамику продаж едва ли возможно – слишком много факторов влияет на этот показатель», – признается представитель компании.

При прочих равных условиях небольшие дополнительные затраты на красоту оборачиваются возрастающей как минимум вдвое скоростью продаж, отмечает представитель Urban Group. У ГК ПИК задачи масштабнее: она надеется изменить отношение покупателей к панельным домам (сейчас их воспринимают как «дешево, но некрасиво») и доказать, что современное индустриальное домостроение может стать красивым и стильным, без промерзающих стыков и серых унылых стен.

Новые предложения крупнейших застройщиков (ДСК-1, «Мортон», «ГВСУ-центр», «ПИК-индустрия», «ЛСР. Строительство-М», «Главмосстрой», «Нарострой» и «Интеко») уже одобрены архсоветом Москвы. «При желании в них можно найти некоторые изъяны, – признается Сергей Кузнецов. – Но главное – что принципиально иной инструментарий ДСК создан». Новая идеология индустриального домостроения, по его словам, формулируется так: теперь завод производит не дом, который затем будет повторен тысячу раз, а детали для дома, из которых можно собрать самые разные здания. Любых цветов.