Производители стройматериалов просят отсрочить ограничения на передвижение большегрузов

Хотя новые нормы уже вступили в действие с июля 2015 года
Ежегодный ущерб от автотранспорта со сверхнормативным весом Росавтодор оценивает в 2,6 трлн руб. в год/ А. Астахова/ Ведомости

С июля этого года вступили в силу поправки в ФЗ «Об автомобильных дорогах...» и постановление правительства РФ № 1590 (от 27.12.2014), жестко регулирующие движение по дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. Речь в основном идет о строительной технике. «Реализация данных ограничений для предприятий означает одно из двух – либо полный отказ от большегрузной техники и ее замену на менее грузоподъемную, либо использование этой техники с большим недогрузом. Оба варианта фактически разоряют предприятия отрасли» – с таким письмом обратилось к президенту РФ Национальное партнерство ассоциаций и союзов предприятий промышленности стройматериалов (копия есть у «Ведомостей»).

Ежегодный ущерб от автотранспорта со сверхнормативным весом Росавтодор оценивает в 2,6 трлн руб. в год, что почти вдвое превышает годовой объем дорожных фондов всех уровней (1,38 трлн руб. на 2014 г.).

Новые нормативные акты устанавливают предельно допустимые массы транспортных средств (вес автомобиля с грузом) и предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств. Например, максимально возможная масса двухосного автомобиля – 18 т, трехосного – 25 т, четырехосного – 32 т, пятиосного – 35 т. Штрафы за нарушения для предприятий составят от 250 000 до 400 000 руб.

Больнее всего нововведения ударят по крупным подрядчикам. «Грузоподъемность машин используется теперь на 50–60%. Для осуществления одних и тех же задач необходим двойной пробег транспорта, что увеличивает расход топлива, расходных материалов и т. д.», – рассказывает представитель ИФСК АРКС. Это, по его словам, ведет к увеличению стоимости стройматериалов, которые доставляются автотранспортом: доставка инертных материалов и цемента уже увеличилась вдвое, нерудных материалов – на 20–40%, асфальтобетонных смесей – примерно на 30%. Кроме того, минимум вдвое увеличилось количество машин, доставляющих материалы на стройку, что неизбежно увеличивает пробки на улицах и нагрузку на экологию города, добавляет представитель «Мостотреста». Сроки доставки стройматериалов увеличились, повысились цены на бетон и асфальт, подтверждает Пьеррик Фоссей, руководитель строительных проектов FM Logistic.

Плата за тонны

Плата за проезд грузовиков массой более 12 т по федеральным трассам должна взиматься с 15 ноября. Весной был утвержден тариф в 3,73 руб./км. Введение платы увеличит себестоимость грузоперевозок на 15–20%, жаловались производители потребительских товаров премьеру Дмитрию Медведеву. Сегодня рынок автомобильных грузоперевозок в России фактически является дотационным, говорит представитель Росавтодора.

«Необходимость привлечения большего числа машин усложняет логистику, может привести к перерывам в подаче бетона в месте укладки. Для тех объектов, где есть большие объемы бетонирования, сбой в доставке чреват затвердеванием бетона – [появлением] технологических швов, которые впоследствии приходится срезать», – объясняет представитель «Мостотреста». «Строители оказались в сложном положении: с одной стороны, увеличиваются затраты и сроки исполнения госконтрактов, с другой – новые ограничения не учитывают условий уже заключенных контрактов. Мы должны либо отказаться от большегрузной техники, которая закуплена в больших объемах, либо использовать ее с большим недогрузом. Оба варианта фактически разоряют предприятия отрасли», – резюмирует представитель АРКС.

Со сложностями могут столкнуться и производители большегрузных автомобилей. «Мы анализируем возможные последствия данных мер, а также прорабатываем возможность добавления в наш модельный ряд облегченных моделей строительных шасси», – сообщил коммерческий директор ООО «Скания-Русь» Сергей Яворский. Любое ограничение плохо, но «смертельного» ущерба для автовладельцев и автопроизводителей не будет, надеется сотрудник одного из российских автозаводов.

Как правило, спецтехника и тяжелые грузовики по дорогам общего пользования не ходят, объясняет он.

Производители стройматериалов просят власти ввести отсрочку вступления в действие новых правил до 1 января 2018 г. – им необходимо время для перехода к работе в изменившихся условиях. Задача сохранения дорог не решается, так как расчетное количество пробегов грузовой техники возрастает вдвое, а вывод большого количества техники из оборота снизит поступления в дорожные фонды, обосновывают свою позицию авторы письма.

Правила передвижения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств существовали и ранее, говорит представитель Росавтодора, но до настоящего времени их мало кто соблюдал, пользуясь отсутствием организованного контроля. Сейчас функции контроля – у Росавтодора (пункты взвешивания), Ространснадзора и ГИБДД (выписывание штрафов). В недалекой перспективе этот вопрос будет решен путем автоматизации системы весогабаритного контроля.

«Конечно, негативное влияние на строительные компании есть, но данный закон логичен и хорош для России. Он может ограничивать проезд тяжелых фур, а ведь именно их перегруз наносит максимальный урон дорожному полотну», – уверен Фоссей из FM Logistic.