Ленобласть объявила мораторий на перевод земель под жилую застройку

Запрет может остановить крупные проекты
По словам представителя администрации, в последние годы из земель, переведенных под жилую застройку, 2/3 составляют земли сельхозназначения/ А. Махонин/ Ведомости

Администрация Ленобласти сообщила, что ввела «бессрочный» мораторий на перевод любых земель – и промышленных, и сельхозназначения – под жилую застройку. Согласованных в последние годы жилых проектов достаточно, чтобы обеспечить область жильем на ближайшие 25 лет, ссылается пресс-служба обладминистрации на губернатора Александра Дрозденко.

Общая площадь возводимого в Ленобласти жилья – более 8 млн кв. м, сообщает пресс-служба со ссылкой на вице-губернатора по строительству Михаила Москвина. По данным Петростата, за восемь месяцев 2015 г. в Ленобласти было введено 1,6 млн кв. м, что в 1,7 раза больше, чем годом раньше, а всего в 2014 г. сдали 1,79 млн кв. м. По словам представителя администрации, в последние годы из земель, переведенных под жилую застройку, 2/3 составляют земли сельхозназначения.

Запрет будет оформлен нормативным актом в ближайшие две недели – это будет постановление правительства или распоряжение губернатора, говорит представитель администрации. По словам источника в администрации, под мораторий подпадает проект комплексного освоения территорий ООО «Рокет груп» во Всеволожском районе в границах деревни Новосергиевка, где земли не переведены под жилую застройку. Инвестиции в проект на 15 лет – 183 млрд руб., из которых 2 млрд руб. – собственные средства компании, сказано в презентации проекта, предусматривающего застройку 7–12-этажными домами (есть у «Ведомостей»). В презентации не сказано, сколько жилья и на какой площади хочет строить компания. Представитель «Рокет груп» также этого не сказал. Он подтвердил, что земли не переведены под жилую застройку, однако, по его словам, компания не отказывается от проекта (сам проект, по его словам, еще не готов).

Гендиректор УК Rocket Group «согласен с инициативой Александра Дрозденко», но отмечает, что она может оказать влияние на подготовку новых проектов, о которых областные чиновники еще не знают». По его мнению, формат комплексного освоения (сначала инфраструктура, потом жилье и его продажи) – дополнительная финансовая нагрузка на застройщика, которая может отразиться на стоимости квадратного метра.

«У нас есть земли сельхозназначения, предназначенные для перевода [под жилую застройку], мы подождем, пока действие моратория закончится», – надеется топ-менеджер другой компании-девелопера. Он согласен, что квадратный метр может подорожать. Застройщики от этого выиграют, добавляет он.

Мораторий не повлияет на стоимость жилья в регионе в ближайшие 3–4 года, объясняет Андрей Тетыш, председатель совета директоров Агентства развития и исследований в недвижимости: «В Ленобласти заявлено множество жилых проектов, которые будут реализованы через год-два». По его словам, запрет скажется на развитии индивидуального жилого строительства.

Чтобы вводить мораторий на перевод земель, нужно принять закон, который должен находиться в соответствии с федеральным законодательством, говорит Василий Ицков, руководитель практики разрешения споров ИФК «Горизонт капитал». Если будут допущены несоответствия, застройщики могут оспорить решение через суд, продолжает он. Случай не прецедентный: недавно в Москве был введен мораторий на застройку исторического центра города, добавляет юрист.