В составе транспортно-пересадочных узлов можно будет строить жилье

Под такие проекты московским властям будет легче найти инвесторов
В Москве планируется построить 273 транспортно-пересадочных узла/ Иван Шаповалов/ ТАСС

В составе некоторых транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) московское правительство начало проектировать кроме коммерческой и жилую недвижимость, рассказали «Ведомостям» несколько чиновников мэрии. Пока речь идет о шести ТПУ – появление в них жилой части уже одобрила градостроительно-земельная комиссия Москвы, уточняет один из них.

Так, на территории ТПУ «Шелепиха» расположится гостиница и апартаменты на 123 000 кв. м; в ТПУ «Лефортово» будет возведено 14 200 кв. м жилья, в «Рассказовке» – 279 000 кв. м, в «Люберецкой» – 40 000 кв. м апартаментов, в составе ТПУ «Мичуринский проспект» и «Озерная» согласовано строительство соответственно 39 955 и 54 250 кв. м жилья. Представитель строительного комплекса Москвы информацию подтвердил.

Сейчас любой проект ТПУ состоит фактически из двух зон. Первая зона – техническая, где располагается непосредственно сам узел с транспортной составляющей. Вторая зона утверждается проектом планировки территории; она значительно шире границ транспортной части ТПУ. Именно в составе второй и предполагается строить объекты коммерческой недвижимости, а также жилье, уточняет заммэра по строительству Марат Хуснуллин. При этом, по его словам, жилые дома не будут входить в границы инфраструктуры самого узла. Предлагая эту зону инвестору под жилую застройку, город тем самым дает ему возможность компенсировать затраты на строительство инфраструктуры ТПУ, которая обходится достаточно дорого, отмечает Хуснуллин.

В Москве планируется построить 273 ТПУ. 81 из них будет плоскостным (т. е. как перехватывающие парковки, на которых можно оставить автомобиль и пересесть на метро), остальные – капитальными. Последние предполагают возведение в их границах торговых центров, офисов, гостиниц и др.

Офисы и отель на Малом кольце

ТПУ «Ботанический сад» предполагает строительство офисного здания на 44 600 кв. м, торгового центра на 45 400 кв. м и апарт-отеля на 45 000 кв. м, «Новохохловская» – торгово-делового центра на 12 000 кв. м и объекта торгово-бытового назначения на 1030 кв. м; в «Сити» инвестор должен построить офис площадью 117 050 кв. м.

Создание жилых проектов в составе ТПУ особенно актуально в текущей экономической ситуации, считает Антон Коротаев из JLL. Больше всего в кризис пострадала именно коммерческая недвижимость, объясняет он: число вакантных площадей растет, владельцы продолжают снижать ставки. Чтобы привлечь клиентов и свести концы с концами, девелоперы идут на колоссальные скидки, вводят девятимесячные арендные каникулы, рассказывала ранее гендиректор Storm Properties Надежда Башбынар.

Большое количество ТПУ располагаются или за МКАД, или в восточных частях города – районах, традиционно не самых привлекательных и востребованных со стороны арендаторов офисных площадей, добавляет Коротаев. Поэтому проект с жилой составляющей будет интересен не только девелоперам и инвесторам, но и конечным покупателям, отмечает он, поскольку жилье, обеспеченное качественной социальной, торговой и транспортной инфраструктурой, – «наиболее востребованный на рынке продукт». Строительство жилья в таких проектах экономически эффективно, соглашается исполнительный директор «Colliers International Россия» Станислав Бибик, но ставку нужно делать на сегмент наиболее востребованного эконом-класса. «Рентабельность на 1 кв. м будет ниже, но конечный спрос сделает проект экономически выгодным», – продолжает эксперт.

До конца 2015 г. на торги может быть выставлено три проекта ТПУ на Малом кольце железной дороги – «Ботанический сад», «Новохохловская» и «Сити», сообщал ранее Хуснуллин (см. врез). Интерес к строительству ТПУ «Ботанический сад» проявляет группа компаний «Пионер», которая рядом строит жилой комплекс «Life – Ботанический cад» общей площадью 238 000 кв. м. Жилье является драйвером развития территории, уверен гендиректор ГК «Пионер» Андрей Грудин. Но важно, чтобы недвижимость в составе ТПУ была сбалансированна, указывает он, тогда качественные ТПУ будут способствовать появлению новых субцентров в Москве.

Апартаменты в составе ряда ТПУ, напротив, не лучшая идея, полагает Коротаев из JLL: при строительстве полноценного жилья город получает проекты с качественной социальной инфраструктурой, с апартаментами она же может быть сильно ограничена или вовсе отсутствовать.