Петербуржцы покупают квартир вдвое больше, чем москвичи

Причина – падение инвестиционного ажиотажа вокруг московского жилья
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Активность петербургских покупателей квартир значительно превосходит активность на рынке жилья жителей Московского региона. Так, за первое полугодие 2016 г. в Петербургском регионе граждане заключили 41 900 договоров долевого участия (ДДУ) по покупке жилья, в Москве и Подмосковье – 54 140 ДДУ. Если считать ДДУ на душу населения, то получится, что в Петербургском регионе заключается одна сделка на 167 человек, в столичном – на 360. Разница в два с лишним раза.

По динамике спроса Петербург также опережает Москву. Так, в Москве и Подмосковье граждане за шесть месяцев 2016 г. купили будущих квартир на 3,4% больше, чем с января по июнь 2015-го. Отрадно, но скромно. Между тем в Петербурге и Ленобласти – на 67% больше.

При этом ставки по кредитам примерно одинаковы в обоих регионах, и начало 2015 г. у всех получилось ровно провальным. Почему активность петербургских покупателей настолько выше? Генеральный директор Navis Development Group Александр Львович полагает, что мы имеем дело с остыванием «инвестиционного ажиотажа», который сильно повлиял на продажи в Москве и Подмосковье в 2015 г. А в Петербурге начиная с 2013 г. застройщики, сместившись в Ленобласть, закладывали избыточное количество новых масштабных проектов. Это привело к затовариванию рынка и демпингу – покупателю есть из чего выбирать, но последующий спад неизбежен.

Сейчас Петербург и область значительно опережают Московский регион не только по спросу, но и по объему предложения из расчета на одного жителя. Так, совокупный объем предложения в новостройках столицы и Подмосковья составляет 7 млн кв. м, в новостройках Петербурга - 5 млн кв. м жилья. Таким образом, на каждого жителя столичного региона приходится 0,36 кв. м в будущей квартире, на петербуржцев – вдвое больше, 0,7 кв. м.

Петербургские застройщики говорят о скором «кризисе перепроизводства» жилья. Генеральный директор СК «Дальпитерстрой» Аркадий Скоров уверен, что обвал на первичном рынке Петербургского региона неизбежен и что в зоне риска окажутся в первую очередь областные проекты экономкласса – они практически уперлись в потолок себестоимости, и у девелоперов, которые их реализуют, минимальные возможности для маневра по цене.

На себестоимость давят новые ограничительные меры администрации. Недавно принятые петербургские правила землепользования и застройки предусматривают ограничение по высоте для новых проектов – не выше 40 м; в области с 1 сентября запускается программа «Светофор», также предусматривающая более жесткие условия для застройщиков в самых популярных локациях. На федеральном уровне дополнительные затраты средств и времени обусловлены пакетом поправок в 214-ФЗ. Но главный фактор – подорожание стройматериалов и рост тарифов.

«Мы столкнулись с ростом цен на известь, песок, паллеты, а из-за ввода системы «Платон» – и со значительным ростом транспортных расходов, – говорит Нина Авдюшина, гендиректор компании «H+H» (крупный производитель газобетона). – Еще одним фактором роста себестоимости стало подорожание цемента и арматуры, которых много в конструкциях домов. На круг рост себестоимости производства строительных материалов в ближайшие месяцы может достигнуть 5-10%. Как быстро это скажется на стоимости квадратного метра, судить сложно, многое зависит еще и от рыночного спроса».

Заместитель генерального директора компании «Ленрусстрой» Максим Жабин считает, что в ближайшие два-три года спрос в Петербургском регионе будет сокращаться примерно на 10% ежегодно: «Доходы граждан падают, а чудес не бывает». Вторая тенденция: спрос смещается обратно в город. «Это инвестиционные квартиры граждане могли приобретать в Мурино или Кудрово. Для повседневной жизни человек, работающий в Петербурге, все-таки предпочтет жилье в пределах городской черты», - говорит Жабин.

Важным фактором спроса остается интерес к петербургскому жилью со стороны приезжих. Директор по продажам компании Yolkki Village Евгений Васильев оценивают долю «внешних» сделок в 20-25%. У ГК «Эталон» этот показатель еще выше: 33%. Покупают люди, приезжающие «с северов», из сырьевых регионов. Есть и москвичи. Мегаполис исправно работает в режиме «пылесоса», выкачивая из провинции людей и ресурсы. В кризис это особенно заметно.

Читать ещё
Preloader more