Экс-генподрядчик «Зенит-арены» в суде требует компенсации расторжения контракта

В ответ администрация Петербурга готовит претензию за брак и некачественные работы
Бывший подрядчик стадиона требует возмещения затрат /Евгений Егоров

Бывший ген­под­ряд­чик стро­и­тель­ства футбольного стадиона на Крестовском острове – АО «Корпорация «Трансстрой» подало два иска к комитету по строительству Петербурга, еще один иск подало входящее в корпорацию ООО «Инжтрансстрой-СПб», следует из базы Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти. В качестве третьих лиц во всех исках указано ПАО «Банк ВТБ», которое выдало гарантии на строительство. Дата рассмотрения пока не назначена.

26 июля администрация Петербурга в одностороннем порядке расторгла три контракта стоимостью 24,5 млрд руб. со структурами холдинга «Трансстрой», объяснив это медленным выполнением работ по строительству стадиона и их низким качеством. ФАС по заявлению администрации включила «Инжтрансстрой» и «Инжтрансстрой-СПб» в реестр недобросовестных поставщиков. Подрядчики допускали нарушения обязательств по контрактам, чем ставили под угрозу сроки сдачи стадиона, сообщало ведомство. Это фактически исключает для компаний возможность участия в госзакупках на два года, ранее объяснял последствия Александр Рассудов из Rightmark Group.

Общая стоимость стадиона – около 42 млрд руб. Новым генподрядчиком строительства стало ОАО «Метрострой», выигравшее в конце июля контракты на достройку стадиона за 5,39 млрд руб. и на благоустройство территории вокруг за 2,39 млрд руб. Строительство должно быть завершено не позднее 26 декабря 2016 г. Предполагается, что на стадионе пройдут матчи Кубка конфедераций FIFA 2017 г. и ЧМ 2018 г.

Банкротный рубеж

ООО «Рубеж» требует признать «Инжтрансстрой-СПб» банкротом, соответствующий иск зарегистрирован в базе Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти 25 августа. Суд оставил заявление без движения, так как не нашел доказательства возникновения задолженности. По данным «СПАРК-Интерфакса», «Рубеж» занимается строительными работами, ранее иски к «Инжтрансстрой-СПб» компания не подавала.

Чиновники требуют от экс-подряд­чика вернуть 3,6 млрд руб. неотработанных авансов. «Инжтрансстрой-СПб» на прошлой неделе покинула стройплощадку и подала в городскую администрацию исполнительную документацию о выполненных работах на 1,8 млрд руб.

«Инжтрансстрой-СПб» оспаривает расторжение госконтракта на строительство стадиона и требует исключить компанию из реестра недобросовестных поставщиков (РНП), сообщил «Ведомостям» гендиректор «Инжтрансстрой-СПб» Виталий Лазуткин. В рамках судебного разбирательства компания добивается максимального закрытия авансов, добавляет он: «Если мы докажем, что контракт был расторгнут неправомерно, то вправе претендовать на возмещение затрат в пределах 1 млрд руб.». По его словам, некоторые работы не были внесены в документацию на 1,8 млрд руб., которую компания передала в Смольный. Формально они не входят в проект, хотя затраты были понесены в рамках строительства, уточнил Лазуткин.

В комитете по строительству и ФАС вчера не ответили на запрос «Ведомостей». На объектах работает служба заказчика, технадзор и независимая экспертиза, из предъявленных документов на 1,8 млрд руб. может быть принято около 550 млн руб., включая работы и оставшиеся строительные материалы, сообщил источник в администрации Петербурга. Он не исключает незначительных корректировок этой суммы. Городской бюджет рассчитывает получить разницу между неотработанными авансами и принятыми работами – всего около 3 млрд руб., добавил собеседник «Ведомостей». По его словам, новый генподрядчик посчитает брак и работы, которые предстоит переделать, после претензия будет выставлена «Инжтрансстрой-СПб»: «С учетом многочисленных протечек, дефектов по гидроизоляции кровли и стилобата ее величина может составить 3 млрд руб., но эти объемы предстоит доказать «Метрострою». Получить комментарии «Метростроя» вчера не удалось.

Банк ВТБ (с учетом Банка Москвы) выдал «Инжтрансстрой-СПб» гарантии на 3,8 млрд руб., они действуют до 17 января 2017 г. Администрация уже потребовала от ВТБ 83 млн руб. В банке сообщили, что не комментируют отношения с контрагентами.

Решение «Инжтрансстрой-СПб» оспорить внесение в РНП говорит о том, что компания собирается остаться на рынке, замечает управляющий партнер «Качкин и партнеры» Денис Качкин. По его словам, для исключения из реестра необходимо доказать, что расторжение контракта было неправомерным. После разрыва контракта «Инжтрансстрой» мог понести убытки в связи с расходами на оплату субподрядных работ, консервацию объектов, зарплату персоналу и т. д., все эти траты компания может оценить и предъявить заказчику, говорит юрист.

В конце 2015 г. Арбитражный суд Москвы признал незаконным одностороннее расторжение Федеральным агентством воздушного транспорта государственного контракта на строительство новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) аэропорта «Шереметьево» с ОА «Корпорация «Трансстрой». В середине июля 2016 г. Арбитражный суд Московского округа в кассационной инстанции отменил это решение. Комитет по строительству изучал судебную практику корпорации «Трансстрой», компания судилась по всем расторгнутым ранее контрактам, говорит петербургский чиновник.