Статья опубликована в № 4207 от 21.11.2016 под заголовком: Москву строит Лужков

Московские власти не будут менять генплан Лужкова

Изменения коснутся только планов новой Москвы
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

«Генплан утвержден до 2025 г. Это закон г. Москвы», – заявил заммэра Москвы Марат Хуснуллин в эфире радиостанции «Москва FM». До 1 июля 2017 г. городские власти примут правила землепользования и застройки (ПЗЗ), продолжал он, вместе генпланом новой Москвы, таково требование Градостроительного кодекса: до 1 июля 2017 г. все города и муниципалитеты должны принять генпланы и ПЗЗ.

Генплан – документ, на основании которого ведутся планировка, застройка, реконструкция и другие виды градостроительного освоения территории, он определяет, где появится жилье, где офисы, поликлиники и т. д., где и какой пойдет транспорт. В Москве генплан – закон, в котором помимо градостроительных заложены и целевые социально-экономические показатели: прирост населения, структура занятости, условия сбалансированного развития экономики, развития транспортной, инженерной и прочей инфраструктуры.

Документ был принят незадолго до отставки Юрия Лужкова в 2010 г. и вызвал бурные протесты общественности. Общественная палата назвала его смертным приговором городу: генплан, по мнению палаты, не решал экологических и транспортных проблем, угрожал сохранности памятников и т. д.

Что в генплане

95 млн кв. м – жилье
90,5 млн кв. м – объекты здравоохранения, образования, социально-культурного назначения, бытового обслуживания, спорта, торговли
26.2 млн кв. м – объекты офисного и административного назначения

Генплан должен быть пересмотрен – таким было одно из первых заявлений Сергея Собянина на посту мэра Москвы: «Мы должны постоянно вносить в него [генплан] коррективы и смотреть, насколько этот план соответствует стратегии развития города». В интервью «Ведомостям» Хуснуллин сетовал, что генплан устарел: например, население Москвы должно было достичь 12 млн только к 2025 г., а достигло уже в 2013 г.; нынешней автомобилизации планировалось достичь к 2020 г. и т. д.

Пересмотр лужковского генплана нужен был еще и потому, что в 2012 г. территория Москвы увеличилась в 2,5 раза. Но спустя шесть лет критики городские власти решили его не менять. Поправки будут только в части внесения изменений в границах, присоединенных к Москве, следует из официального ответа Москомархитектуры «Ведомостям» (отвечает за разработку генплана): «По проекту в установленном законом порядке проведены публичные слушания, получены замечания и предложения от федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти г. Москвы. В настоящее время проект дорабатывается по результатам проведения согласований и публичных слушаний».

Генплан – закон, но сегодня он носит скорее декларативный характер, говорит близкий к Москомархитектуре человек: базовые показатели в целом выдерживаются, но из-за небольшой точности могут быть отклонения – к примеру, границы могут гулять плюс-минус 50–100 м. И за нарушение генплана никакой ответственности нет, отмечают два человека, близких к ГУП «НИиПИ генплана» (подведомственный Москомархитектуре проектный институт). Ответственность действительно не предусмотрена, подтверждает партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Сергей Сорокин.

Если генплан дает общие ориентиры, то ПЗЗ, которые Москва должна вынести на публичные слушания, – единственный документ прямого действия. ПЗЗ жестко регламентируют застройку каждого квартала вплоть до здания: плотность, этажность, цветовое решение, функциональное назначение. Во всем мире это базовый документ, нарушить его гораздо сложнее, чем генплан, говорит близкий к Москомархитектуре человек.

Нет необходимости менять генплан, когда ПЗЗ регламентируют всю застройку, считает сотрудник мэрии. В генплане целевые показатели (см. врез), но необязательные к исполнению. Он приводит пример: «Документ предусматривал строительство до 2025 г. более 200 млн кв. м недвижимости, это невозможно даже с учетом присоединенных территорий. За шесть лет введено 51 млн кв. м (из них 18,7 млн кв. м жилья), за следующие девять лет никто не построит еще 150 млн».

«На первый взгляд, генплан в целом успешно реализовывался, и городские власти, несмотря на публичное отрицание градостроительной политики прежнего руководства, обеспечили преемственность», – считает Сергей Ткаченко, возглавлявший ГУП «НИиПИ генплана» при Лужкове. По его мнению, город в целом развивается по генплану, принятому в 2010 г.: строится метро, расширяются магистрали, появляются новые дороги, запущено Московское центральное кольцо (МЦК). «Но многое из реализуемого, но не учтенного в генплане, вызывает вопросы. Например, развитие улично-дорожной сети – ее надо уплотнять повсеместно, городу не хватает дорог. Отказ от сооружения парковок в шаговой доступности ведет к ухудшению комфортности среды обитания. В периферийных районах нужно было формировать лесопарковый защитный пояс с ограничением застройки, но проектных работ не проводилось», – беспокоится Ткаченко.

Одно дело – декларировать, другое – сделать, парирует сотрудник мэрии: проект МЦК существовал много лет, но построили его при Собянине.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more