Статья опубликована в № 4212 от 28.11.2016 под заголовком: Бюджет попал в колею

Администрация Петербурга обязана выплачивать компенсацию инвестору ЗСД до 2020 года

В противном случае ей придется вернуть концессионеру 70 млрд рублей
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Нарушение условий концессионного соглашения по строительству центрального участка Западного скоростного диаметра (ЗСД) грозит бюджету Петербурга потерями. В случае отказа правительства от ежегодных компенсаций инвестору городу придется возмещать 70 млрд руб., сказал глава бюджетно-финансового комитета законодательного собрания Максим Яковлев на последнем заседании собрания. Депутаты городского парламента из оппозиционных фракций – «Яблока», Партии роста, «Справедливой России» и КПРФ – ко второму чтению бюджета предложили поправки о перераспределении средств, которые власти планируют в 2017 г. направить на компенсацию затрат ООО «Магистраль Северной столицы» (МСС, консорциум «ВТБ капитала», Газпромбанка, IC Astaldi), на другие городские и социальные нужды. Среди них – расселение коммунальных квартир, капремонт, субсидии транспортным организациям для замораживания тарифов на проезд и т. д. Все поправки были отклонены.

В бюджете 2016 г. на компенсацию МСС в бюджете заложено 4,1 млрд руб., в 2017 г. – 4,6 млрд руб. «Откуда взялась такая сумма, это кабальное соглашение», – удивляется депутат Борис Вишневский. «Если даже по ЗСД не проедет ни одной машины, все равно концессионеры получат свои деньги», – говорит он. Условия договора с МСС непрозрачны, их почти никто не видел, возмущается депутат Оксана Дмитриева. Условия соглашения о ГЧП с инвестором по строительству ЗСД действительно нигде не опубликованы, ознакомиться с ними нельзя, подтвердил представитель контрольно-счетной палаты Петербурга. Представители МСС и городского комитета по инвестициям не стали это комментировать.

В случае расторжения контракта город обязан будет компенсировать затраты инвестора, подтвердил источник, знакомый с текстом документа. Администрация Петербурга в конце 2011 г. подписала с МСС соглашение о ГЧП на 30 лет. Стоимость строительства центрального участка ЗСД – около 120 млрд руб., из которых почти 70 млрд руб. (более 60 млрд руб. кредитов и около 9 млрд руб. собственных средств) привлекает концессионер, остальное финансируется из федерального бюджета. Общая стоимость ЗСД – около 210 млрд руб.

Согласно финансовой модели бюджет должен перечислять концессионеру разницу между доходом от эксплуатации ЗСД и доходом в 9,6 млрд руб., который гарантирует правительство Петербурга. Проект должен выйти на окупаемость с 2020 г., тогда концессионер будет перечислять городу 90% доходов, превышающих 9,6 млрд руб., а 10% – оставлять себе. После того как действие соглашения закончится, магистраль останется в собственности Петербурга.

Съезды не готовы

Жители домов в районе съезда ЗСД на Морскую набережную на Васильевском острове жалуются на возможное усиление автомобильного потока после запуска сквозного движения на ЗСД, сообщил представитель КСП. Съезд с ЗСД планируется на наб. Макарова, но она готова только до Адмиральского проезда, оставшаяся часть будет построена до 2018 г. Схема движения при съезде с центрального участка ЗСД будет согласована на днях, сообщила представитель комитета по развитию транспортной инфраструктуры.

В сутки по южному и северному участкам ЗСД, по данным МСС, проезжает порядка 140 000 автомобилей. Сквозное движение по ЗСД откроется 2 декабря. С вводом центрального участка загрузка ЗСД вырастет от 30 до 100%, прогнозируют в МСС. Проезд легковых автомобилей по южному участку стоит 80 руб. за две тарифные зоны, для трехосных – 180 руб., по северному участку – 100 и 220 руб. соответственно, скидка для владельцев транспондеров – 15–25%. При действующих тарифах и росте загрузки на 30% в 2017 г. минимальная годовая выручка МСС составит 6 млрд руб.

В случае расторжения договора объект забирает государство и компенсирует сумму, потраченную инвестором на его строительство, это нормальная практика для ГЧП, объясняет управляющий партнер «Качкин и партнеры» Денис Качкин. По его словам, если город перестанет компенсировать необходимые затраты МСС, это повлечет за собой расторжение договора. В России не было еще прецедентов расторжения концессионного соглашения после этапа создания объекта, напоминает он. ЗСД преподносится как уникальный проект в мировой практике, если договор и будет расторгнут, то решение об этом будет принято на федеральном уровне, считает Качкин.

Концессионер был выбран в рамках конкурса, где были прописаны экономические характеристики проекта, изменить размер субсидии в одностороннем порядке без расторжения контракта нельзя, говорит другой юрист. Любой договор может быть изменен в порядке, установленном договором, а также по взаимному согласию сторон либо по решению суда, замечает старший партнер юрфирмы «Дювернуа лигал» Игорь Гущев.

Заявку на конкурс кроме МСС в 2011 г. подавала балтийская концессионная компания (БКК) «Магистраль», консорциум Балтийской дноуглубительной компании Андрея Кобзаря, компании «Терра нова» (контролируется First Quantum Виталия Южилина), «Ренессанс констракшн» и др. МСС предложила минимальную годовую выручку, гарантированную городским бюджетом, 9,67 млрд руб. (без НДС), а БКК «Магистраль» – 16,15 млрд руб. (с НДС).

Читать ещё
Preloader more