Статья опубликована в № 4225 от 15.12.2016 под заголовком: Чемпионат подрядчиков

Благодаря подготовке к ЧМ-2018 госзаказ в Петербурге вырос на 15%

Контракты получают крупные проверенные подрядчики

Из 156 млрд руб., запланированных на госзакупки в 2016 г., к 1 декабря исполнено 93%, за месяц надо освоить еще около 11 млрд руб., говорит представитель комитета по госзаказу. В 2015 г. за 11 месяцев были проведены госзакупки на 135 млрд руб., что на 15% меньше, чем в этом году, уровень исполнения составил 94%. На госзаказ приходится 6–7% городской экономики, замечает финансовый аналитик ИК «Доходъ» Владимир Киселев.

Количество опубликованных в 2016 г. закупок по сравнению с прошлым годом не изменилось, но их вес упал из-за того, что в 2015 г. было несколько конкурсов на строительство линий метрополитена, говорит Ян Хельм, аналитик IST-Budget (ведет мониторинг тендеров). В 2016 г. проведено 35 госзакупок, превышающих 1 млрд руб., из них восемь с ценой выше 2 млрд руб., по информации IST-Budget. Конкуренция за крупные заказы в Петербурге упала: в прошлом году на 356 закупок от 100 млн руб. претендовало 728 участников, в среднем по 2 участника на конкурс, в 2016 г. этот коэффициент составляет 1,3, говорит Хельм.

Одна из главных статей госзаказа – подготовка к ЧМ-2018. В городе проходят масштабные работы по строительству и реконструкции дорожной инфраструктуры, обновляется городской пассажирский транспорт, осуществляется благоустройство, все работы бюджетоемкие и длительные по реализации, поэтому в 2016–2017 гг. приходится работать в ускоренных темпах, объявила представитель комитета по госзаказу. По ее словам, самые крупные расходы на госзаказ – у комитетов по строительству и по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ).

Бюджет КРТИ на 2016 г. составил 56,7 млрд руб., в том числе 35,3 млрд руб. – Адресная инвестиционная программа (АИП, объекты строительства и реконструкции), говорит его представитель. Самые большие расходы – на объекты к чемпионату: строительство метро, набережной Макарова, моста в районе острова Серный, реконструкция Тучкова моста. В 2016 г. часть средств с объектов АИП по отрасли «Дорожное хозяйство» была перераспределена на ремонт дорог, капремонт мостов, набережных и на разработку предпроектной документации, добавляет представитель КРТИ. В этом году расходы на ремонт дорог существенно выросли, подтверждает гендиректор «АБЗ-дорстроя» Леонид Гиндин.

Бюджет комитета по строительству на 2016 г. – 29,9 млрд руб., из них АИП – 28 млрд руб. Из-за строительства стадиона на Крестовском острове расходы по статье «физкультура и спорт» на этот год были увеличены до 15 млрд руб.

Чемпионат стал катализатором обновления подвижного состава городского транспорта: в 2016 г. приобретено восемь троллейбусов, девять трамваев, девять составов метрополитена и 116 автобусов, говорит представитель комитета по транспорту. К 1 декабря инвестпрограмма КРТИ выполнена на 64,9%, бюджет комитета по строительству – на 58,6%.

Лоты по госзакупкам укрупняются, отмечает начальник аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрий Кумановский. У больших компаний достаточно оборотных средств, чтобы завершить проект и получить деньги после окончания строительства, объясняет он. Средних и небольших контрактов очень мало, госзаказ сконцентрирован на масштабных объектах государственной важности, подтверждает гендиректор ООО «Геоизол» Елена Лашкова. Она ожидает, что небольшие компании начнут уходить с рынка дорожного строительства: «Крупные генподрядчики предпочитают выполнять контракты своими силами или отдавать их на субподряд аффилированным компаниям». По словам Лашковой, рентабельность госконтрактов сократилась за последнее время с 10 до 5–7%. У средних компаний нет доступа к бюджетным средствам: они будут перебиваться краткосрочными контрактами с рентабельностью менее 5% и рискуют вовсе обанкротиться, замечает Кумановский. Крупные подрядчики усилят свои позиции на рынке благодаря эффективному использованию всех ресурсов и портфелю, сформированному на несколько лет вперед, говорит он.

По словам Гиндина, в конкурсах участвуют проверенные сильные компании: «Такой ситуации, как несколько лет назад, когда неизвестные подрядчики выигрывали конкурсы и пропадали, уже нет». Рентабельность контрактов не выросла, замечает он: «За счет роста объемов мы можем планировать хоть какое-то развитие компании, иначе пришлось бы сокращаться». «АБЗ-дорстрой» отдает на субподряды специализированные работы, например освещение или разметку дорог, которые составляют до 10% от стоимости контракта. На госзаказах высокая конкуренция из-за сокращения их количества, рентабельность при этом осталась на прежнем уровне: 5–10%, говорит гендиректор ЗАО «ПО «Возрождение» Сергей Новиков.

В 2017 г. объем закупок в Петербурге будет примерно таким же, говорит представитель комитета по госзаказу. Бюджет КРТИ вырастет до 59,1 млрд руб., комитета по строительству сократится до 21 млрд руб. Приоритет по финансированию сохранится за объектами АИП, говорит представитель КРТИ: «Финансирование АИП по отраслям «Дорожное хозяйство» и «Транспорт» (объекты метрополитена) составит 82% от всего объема». На метро запланировано и единственное пока федеральное софинансирование программ КРТИ: 4,3 млрд руб. из российского бюджета пойдут на строительство участка Невско-Василеостровской линии метро от станции «Приморская» до станции «Улица Савушкина», включая «Новокрестовскую». Статья расходов комитета по строительству на объекты инфраструктуры к ЧМ-2018 в 2017 г. сократится с 15 млрд до 3,7 млрд руб., говорит его представитель.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать