«Стройновация» группы «Сумма» вынуждена срочно искать гарантию на 3,3 млрд рублей

Прежнюю по контракту на реконструкцию порта Восточный-Находка выдавал обанкротившийся Внешпромбанк
Строительная компания «Стройновация» может лишиться контракта на строительство железнодорожной и портовой инфраструктуры для комплексной реконструкции морского порта Восточный-Находка/ Е. Разумный/ Ведомости

Строительная компания «Стройновация» может лишиться контракта на строительство железнодорожной и портовой инфраструктуры для комплексной реконструкции морского порта Восточный-Находка. Контракт стоимостью около 24 млрд руб. компания получила еще в 2014 г. По контракту до конца 2017 г. должно быть уложено более 50 км железнодорожных путей, возведено 11 мостов и путепроводов, четыре причальных сооружения протяженностью более 900 м, проведены работы по углублению дна, переустройству объектов инженерной инфраструктуры, геодезические работы.

Еще при заключении контракта заказчик проекта – ФГУП «Ространсмодернизация» (ФГУП РТМ, подведомственно Минтрансу) в качестве обеспечения по контракту получило от «Стройновации» банковские гарантии более чем на 3,2 млрд руб. Их предоставил Внешпромбанк. Но в марте прошлого года банк был признан банкротом. С сентября РТМ начала требовать от «Стройновации» обеспечить исполнение обязательств по контракту.

Двенадцатого января Арбитражный суд Москвы обязал «Стройновацию» предоставить новые гарантии в течение месяца. «Решение суда не вступило в силу. Компания ведет переговоры с рядом банков», – сказал представитель строительной компании. Представитель РТМ подтвердил претензии компании к «Стройновации», подчеркнув, что «на взаимодействии сторон в рамках существующего контракта данная ситуация не отразится».

Иск от банкрота

Внешпромбанк требует от «Стройновации» выплат по кредиту в размере 347 млн руб. Представитель компании говорит, что у нее есть долг перед банком по кредиту в 250 млн руб. «Мы ведем переговоры с банком о погашении задолженности», – добавляет он.

«Если подрядчику не удастся в срок предоставить банковские гарантии, то заказчик будет вправе в зависимости от условий договора расторгнуть контракт, приостановить его действие или начать начислять штрафы и пени», – говорит партнер BMS Law Firm Денис Фролов. По его словам, банковские гарантии – это обычная и неотъемлемая практика, чтобы нивелировать риски со стороны подрядных организаций. «То, что банк перешел в процедуру банкротства, конечно, неожиданность, но на форс-мажорные обстоятельства это списать не удастся, особенно с учетом того, что с начала банкротства прошло больше четырех месяцев», – говорит партнер адвокатского бюро КИАП Антон Самохвалов. Единственным выходом для «Стройновации» было бы обжаловать решение суда первой инстанции и дать менеджерам время, чтобы получить новую банковскую гарантию, считает он. «Компания планирует обжаловать решение суда», – говорит представитель «Стройновации». Доступность банковской гарантии под контракт зависит от величины бизнеса подрядчика и от количества заказов, отмечает аналитик Raiffeisenbank Денис Порывай. В прошлом году ВТБ начислил большое количество резервов под свои гарантии из-за того, что исполнители перестали сдавать объекты в срок. Если подрядчик маленький с небольшим уровнем оборотных средств и малым количеством заказов, то найти банковскую гарантию за месяц почти нереально, считает Порывай.

Помимо банковских гарантий РТМ требует от «Стройновации» около 3,3 млрд руб. неустойки. Такие иски компания направила в Арбитражный суд Москвы в декабре прошлого года. «Иски предъявлены за задержку выполнения работ по контрактам РТМ», – объяснил представитель «Стройновации», добавив, что компания с ними не согласна. «Задержка сроков выполнения работ не связана с действиями только подрядчика, а обусловлена сложившейся ситуацией на объекте и объективными причинами, которые будут озвучены в суде», – подчеркивает он.

Сейчас «Стройновация», по данным сайта, работает над 10 проектами. В конце августа Росавиация в одностороннем порядке расторгла с ней госконтракт на реконструкцию взлетно-посадочной полосы в аэропорту «Храброво» (Калининград). «Стройновация» отставала от графика строительства на девять месяцев, не отчиталась о расходовании 700 млн руб. аванса, сообщала пресс-служба Росавиации. В августе представитель «Стройновации» говорил, что отставание от сроков составляет полгода и объект будет сдан в июне-июле 2017 г.