С февраля центральный участок Западного скоростного диаметра в Петербурге станет платным

Это может привести к повышению тарифа на грузоперевозки
Два месяца проезд по центральному участку ЗСД был бесплатным/ Евгений Егоров/ Ведомости

Проезд по центральному участку Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Петербурге станет платным с 4 февраля, сообщает ООО «Магистраль Северной столицы» (МСС, консорциум «ВТБ капитала», Газпромбанка, IC Astaldi). С этого дня начнут работать барьерные пункты взимания платы на въезде и выезде с набережной р. Екатерингофки. Проезд был бесплатным со 2 декабря, пока оформлялись юридические документы.

Проезд для легковых автомобилей по всему ЗСД составит 300 руб., по каждой из пяти тарифных зон – 60 руб. (данные МСС). Для владельцев транспондера он будет на 15% дешевле. На ЗСД работает система взимания платы Flow+, которая считает стоимость за пройденный километраж. Ночью по транспондеру действует скидка в 50%. Водителям грузовых автомобилей без транспондера за пять зон придется заплатить 650 руб., водителям седельных тягачей – 850 руб.

В 2016 г. проезд для легковых автомобилей по южному участку стоил 80 руб. за две тарифные зоны, по северному участку – 100 руб.

Владимир Матягин, президент ассоциации «Грузавтотранс», не исключает повышения тарифов грузоперевозчиков из-за новых цен: «Отрасль низкорентабельна, перевозчики будут закладывать в тариф любое изменение себестоимости». Цены на проезд он считает высокими, отмечая, что большинство дальнобойщиков, которые часто ездят по ЗСД, пользуются транспондерами.

Каждый второй – со скидкой

На двух участках в прошлом году количество транзакций в сутки составляло до 4 млн, говорил в ноябре представитель МСС. По его словам, в сутки по каждому из участков проезжало по 70 000 машин. По информации МСС, у 60% пользователей ЗСД есть транспондеры.

Стоимость ЗСД – 212 млрд руб., северный и южный участки строились на средства петербургского бюджета, центральный участок построила МСС за 120 млрд руб., из которых 50,7 млрд вложил федеральный бюджет, остальное – сам концессионер. Концессионер собирается возвращать инвестиции от платного проезда. Если сумма окажется меньше 9,6 млрд руб., разницу компенсирует администрация Петербурга. В 2017 г. в бюджете на это заложено 4,6 млрд руб. В случае отказа от ежегодных компенсаций Смольному придется вернуть МСС 70 млрд руб., которые уже вложены в строительство. Проект должен выйти на окупаемость с 2020 г. Условия концессионного соглашения власти города не раскрывают.

В январе дальнобойщики на несколько часов перекрыли движение на ЗСД: водители ряда машин наехали на шлагбаумы. В акции участвовало 15 активистов Объединения перевозчиков России (ОПР). Перевозчики не согласны платить за проезд, ведь трасса построена на государственные средства и поэтому должна быть бесплатной, говорит секретарь ОПР Сергей Владимиров. По его словам, новых акций ОПР пока не планирует. Цены на проезд по ЗСД Владимиров считает завышенными.

С этим согласен депутат заксобрания Борис Вишневский: «Цены должны быть на минимальном уровне, сейчас у ЗСД одна функция – это обогащение концессионера». Он направил запрос на имя губернатора Петербурга Георгия Полтавченко о предоставлении соглашения о ГЧП. Депутат не исключает, что оспорит этот документ в суде. В январе вице-губернатор Петербурга Игорь Албин отказался предоставить Вишневскому копию соглашения о ГЧП.

Средняя окупаемость платной трассы составляет примерно 20 лет: трафик на платном участке меньше, чем планируют инвесторы, по нему едут редкие автомобили состоятельных граждан, а на соседнем, бесплатном, стоят в пробке те, кто не хочет платить, говорит аналитик «Алор брокера» Кирилл Яковенко. Система платных дорог города должна быть единой, чтобы упрощать дорожную ситуацию, а сейчас каждая платная трасса – это отдельный «магазин», который к тому же не окупается, считает Яковенко. По его оценке, выручка инвестора на центральном участке ЗСД будет на уровне 1–1,5 млрд руб. в год.