Статья опубликована в № 4905 от 24.09.2019 под заголовком: С песней на лифте

Контроль доступа, свежий воздух и чистая вода

Какие системы умного дома обязательны в люксовых проектах

По данным Kalinka Group, сейчас в Москве интеллектуальные системы в том или ином формате внедряют в проекты около 80% застройщиков элитного жилья и 100% девелоперов в сегменте deluxe. Если до недавнего времени умный дом собственники создавали в пределах квартир и по своей инициативе, то сейчас появляются жилые комплексы, где такие системы внедряются централизованно, ими охвачены и зоны общего пользования, и придомовые территории, отмечает Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group. Более того: по мнению Александра Красавина, первого заместителя председателя правления корпорации «Баркли», элитные квартиры и апартаменты просто не имеют права называться таковыми, если в них не присутствуют цифровые технологии, призванные сделать быт владельцев максимально комфортным и безопасным. Анастасия Суханцева, заместитель гендиректора по маркетингу «Башни «Федерация», считает стремление к «новому комфорту», за который отвечают умные устройства, абсолютно естественным.

В США прототип умного дома появился в 1978 г., в России только в 2005 г. начали использоваться отдельные его элементы, но к 2019 г. смарт-технологии стали обязательным условием при реализации высокобюджетных проектов и на Западе, и у нас, свидетельствуют исследования Colliers International Россия. Тем более что на цене для покупателя это практически не сказывается – по словам Красавина, в Barkli Gallery, например, на установку умного дома потратили 2% от стоимости строительства и 14% от общей стоимости внутренних инженерных систем и на цене продажи это не отразилось. С теми, кто готов выложить около 1 млн руб. за 1 кв. м, застройщики на мелочи не размениваются.

По данным PwC, 90% многоквартирных домов, в которых установлены системы «умный дом», приходятся на США и Западную Европу. В России этот рынок только начинает развиваться, но, по оценкам экспертов, количество устройств для умных домов к 2025 г. достигнет 7 млн единиц. В числе элитных проектов, которые московские застройщики делают умными, риэлторы называют ЖК «Малая Ордынка 19» и «Реномэ» от Sminex, «Большая Дмитровка IX» («Ингеоцентр»), «Дом с атлантами («ВМС девелопмент») и др.

От бактерий и воров

Застройщики стандартно устанавливают мультизональные системы кондиционирования, многоступенчатой фильтрации воды, часто – системы очистки воздуха, которые должны избавлять его от всех загрязнителей – частиц любых размеров, плесени, бактерий и вирусов, аллергенов, запахов, перечисляет Андрей Соловьев, директор департамента городской недвижимости Knight Frank. Обязательно то, что обеспечивает безопасность: видеонаблюдение, контроль и управление доступом (СКУД) с персональными бесконтактными метками – двери подъезда и шлагбаумы открываются без прикосновений. «А круглосуточный мониторинг позволяет предвосхищать или оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации», – добавляет Александр Лагутов, директор департамента разработки продукта Sminex. В «Донстрое» рассказали: чтобы попасть в «Жизнь на Плющихе», жильцам достаточно будет посмотреть в видеокамеру на входной панели. Ведется видеонаблюдение за периметром, автостоянкой, детской площадкой, картинку можно вывести на телевизор или планшет. Доступ на территорию «Дома на Тишинке» (еще один проект «Донстроя») и в подъезд возможен как с помощью бесконтактной карты формата Mifare, так и со смартфона: система безопасности распознает смартфон по Bluetooth с расстояния до 10 м и при подходе разблокирует дверь.

Мелочи быта

В «Доме на Тишинке» умный лифт запоминает все перемещения жильца и автоматически привозит на нужный этаж. Это возможно благодаря персональному программированию лифта через смартфон – от выбора этажа до времени ожидания, объяснили в «Донстрое». Гости могут по старинке нажимать на кнопки. В «Жизни на Плющихе» можно запрограммировать карту доступа так, что поездка в лифте будет проходить под выбранную музыку.

В проектах Capital Group жильцы с помощью мобильного приложения могут взаимодействовать с управляющей компанией, настроить автоматическую регистрацию показаний приборов учета, следить за территорией у дома, рассказывает Петр Исаев, коммерческий директор компании. Это назвали экосистемой Capital Living.

В числе новинок на российском рынке Соловьев выделил систему центрального встроенного пылесоса (шланги подключаются к системе, разведенной по квартире, пыль по ним поступает в общий пылесборник для всего дома или в мусоропровод), заявленную в Barkli Gallery. Но, по его словам, на российском рынке к такому пока относятся настороженно. А вот робот-консьерж скорее подойдет для домов бизнес-класса, чем для элитных, так как респектабельные жильцы предпочитают личное общение, считают в «Баркли».

Путь инноваций

Умное оборудование сейчас широко представлено на рынке. По словам Давида Борзилова, вице-президента по продажам «Связного», с января по июль 2019 г. в магазинах сети «Связной» наиболее популярными устройствами стали умные розетки. На втором месте по популярности расположились лампы, а тройку замыкают датчики. Всего, по его данным, за первое полугодие продажи устройств для умного дома в сравнении с аналогичным периодом 2018 г. выросли на 33% в количестве и на 42% в деньгах.

Отдельные устройства чаще ставят в домах класса «бизнес» и даже «комфорт», тогда как в элитных домах речь идет о сложных системах, для установки которых еще на стадии проекта должны быть предусмотрены технические возможности. В противном случае при всем желании собственники квартир не смогут сделать себе умный дом, подтвердил Алексей Перлин, гендиректор «СМУ-6 инвестиций».

Юрий Щербаков, руководитель направления новостроек департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty, говорит, что установить систему «умный дом», не имея на руках даже проекта дизайна квартиры, невозможно, а квартиры под ключ – это тоже пока не обязательная опция для элитной недвижимости. Обычно, уточнила Ирина Доброхотова, председатель совета директоров «Бест-новостроя», застройщики предоставляют только такую возможность, а собственники потом сами выбирают необходимые опции. В базовый набор застройщики обычно включают управление освещением, микроклиматом, датчики дыма, систему контроля протечек (последние, например, предусмотрены в комплексе «Данилов дом» плюс, по словам Перлина, специальные датчики, с помощью которых в перспективе можно будет управлять техникой, температурой, освещенностью). Впрочем, Соловьев считает, что даже такие застройщики, как Vesper, Capital Group, устанавливают только минимальный набор элементов и в большинстве случаев скорее отталкиваются от запросов конкретного покупателя. По словам Румянцевой, именно этого покупатели и ожидают. Один из ее клиентов, уверенный, что интеллектуальное управление – игрушка на одну неделю и после никто им пользоваться не будет, из всех предложенных функций выбрал лишь управление шторами и пылесосом. Это застройщик ему и обеспечил. С одной стороны, люди любят новинки, с другой – любая инновация стоит поначалу дорого и проходит некий путь внедрения в быт, почти всегда тернистый, рассуждает Щербаков. Например, появляются зарядные устройства для электрокаров («Дмитровка, 9»), но пока с уверенностью никто не может сказать, будут ли они популярны, говорит он.

Владимир Поддубкозаместитель гендиректора – директор департамента гостиничного бизнеса «Корпорации А.Н.Д.» (входит в группу «Сафмар» Михаила Гуцериева)
«В отелях класса люкс уже реализован широкий перечень умных сервисов, начиная от видеонаблюдения и заканчивая датчиками контроля доступа в помещениях гостиницы. Гости могут самостоятельно управлять уровнем освещения, температурой, мультимедиа-системой. Для этого на их телефоны устанавливается специальное приложение. Через него они также заказывают F&B-услуги. В будущем приложение заменит магнитные ключи. Появится больше станций самостоятельной регистрации при заселении в гостиницу. Однако не все передовые технологии успешно приживаются. Например, система с электронными мини-барами причиняет больше головной боли отельерам, чем пользы гостям. Как и MP3-станции, они быстро устаревают и в общем-то не нужны. На мой взгляд, консьерж-роботы не могут обеспечить тот уровень сервиса, на который рассчитывают гости премиальных отелей. Больше ценится индивидуальный подход и максимальное внимание к пожеланиям клиента. В целом мы поддерживаем тренд на автоматизацию однотипных процессов, тем не менее полностью отказываться от ручного труда не собираемся, да и ничто не заменит человеческое отношение.»

В числе наиболее востребованных опций Доброхотова называет высокотехнологичные системы безопасности, предусматривающие доступ на этаж или в квартиру по отпечатку пальца, датчики движения и вибрации, позволяющие обезопасить дом от вторжения чужих людей. Также весьма популярны у собственников высокобюджетного жилья автоматизированные системы многоуровневой очистки воды и резервного бесперебойного обеспечения водой, умные системы очистки, нагрева и контроля влажности воздуха.

По словам Марии Литинецкой, управляющего партнера «Метриума», покупатели отказываются, например, от автоматической поилки/кормушки для животных или от выдвигающейся подставки для телевизора. Из-за интенсивного использования все это часто ломается, ремонта приходится порой ждать до нескольких месяцев, потому что нет запчастей или специалистов, объяснила она причину такой немилости. Большинство компаний, занимающихся установкой, уходят с рынка, порой не дотянув даже до конца гарантийного срока поставленного оборудования, сожалеет Румянцева. Сами системы быстро устаревают, а риск киберугроз растет. Постоянные обновления программного обеспечения и технологических решений, использование новых, не до конца протестированных разработок приводят к сбоям, поломкам, говорит Александра Синилова, директор департамента по работе с девелоперами Savills в России. Например, в доме в центре Москвы несколько лет назад из-за проблем в системе интеллектуального управления возник пожар. Его потушили, никто не пострадал. Но квартира после этого долго продавалась с большим дисконтом. На ремонт неисправности в электронной системе открывания окон в пентхаусе ушло несколько месяцев, а в другом случае практически сразу же после покупки из-за обновления прошивки произошел сбой и в половине квартиры перестал включаться свет, вспоминают в Kalinka Group. Все это приводит к тому, что ряд покупателей, поживших с системами умного дома, отказываются от них, называя свой дом «сумасшедшим», делится Румянцева.

Наличие или отсутствие суперсовременных систем жизнеобеспечения не имеют решающего значения при выборе квартиры, вип-персоны больше ценят индивидуальный подход, считает Суханцева. И не каждый покупатель действительно находит столь продвинутые технологии полезными, добавляет Синилова. В управлении девайсами бывает довольно сложно разобраться, особенно представителям старших поколений, говорит Соловьев. С другой стороны, растущие тарифы заставляют задуматься об экономии. «После установки системы «умный дом» ежемесячные затраты только на электричество сокращаются не менее чем на 30%, а экономия расходов на воду и тепло – до 50%», – рассказывает Красавин.

Отдельной графы для платы за умные системы, как правило, нет, все включено в цену эксплуатационных услуг, говорит Литинецкая. В среднем для элитных объектов Москвы это 200–280 руб. за 1 кв. м.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more