Стивидоры не желают покидать Петербург

Перенос Большого порта из города они оценили в 3 трлн рублей
Большой порт Санкт-Петербург – крупнейший в России, его мощность – 110 млн т грузов в год, перевалка в 2020 г. – 56 млн т./ wikipedia

Ассоциация морских торговых портов (АСОП) 16 августа направила письмо (есть в распоряжении «Ведомостей») председателю межведомственной рабочей группы по проработке вопроса редевелопмента Большого порта Санкт-Петербург замминистра транспорта Александру Пошиваю. АСОП просит детально проработать перенос порта, прежде чем принимать какие-либо решения. Подлинность документа подтвердили члены ассоциации.

По словам источника «Ведомостей» в компании – члене АСОП, в письме отражена консолидированная позиция бизнеса, работающего на территории Большого порта. Решение о написании письма связано с тем, что 18 августа Минтранс представит в правительство свою позицию, сказал он. В протоколе (есть у «Ведомостей») заседания межведомственной рабочей группы от 10 августа говорится, что Минтранс направит доклад по исполнению поручения первого вице-премьера Андрея Белоусова.

Инициативу переноса порта в марте 2021 г. председатель совета директоров «Трансмашхолдинга» (ТМХ) Андрей Бокарев описал в письме президенту Владимиру Путину. Он обосновал это необходимостью формирования комфортных условий жизни для жителей города. На высвобожденных 600 га территории он предложил создать «флагманский район Санкт-Петербурга». В качестве нового места для порта Бокарев предложил территории в Усть-Луге (севернее терминалов «Ультрамар» и «Морская гавань») или вблизи Нового Гарколова в Ленинградской области.

Поскольку это земли лесного фонда, разрешение на их использование должно дать правительство. Также Бокарев предлагал перенести часть мощностей в порты Приморска, Высоцка и Выборга и на терминал «Бронка».

Большой порт Санкт-Петербург – крупнейший в России, его мощность – 110 млн т грузов в год, перевалка в 2020 г. – 56 млн т.

В конце апреля 2021 г. АСОП впервые направила позицию стивидоров, содержащую вопросы к проекту и описание рисков. В июне межведомственная рабочая группа поручила ТМХ провести оценку проекта. Согласно письму Пошиваю от 9 августа от заместителя генерального директора ТМХ по экономике и финансам Олега Домского (у «Ведомостей» есть копия документа), перенос портовых мощностей в Усть-Лугу оценивается в 110 млрд руб., а с учетом редевелопмента – в 550 млрд руб. Эти расчеты компания представила на совещании 10 августа.

В новом письме АСОП говорится, что материалы ТМХ не содержат обоснований и подробностей расчетов, подтверждающих тезис о реализуемости проекта. В том числе, по их мнению, некорректно определена стоимость переноса мощностей, некорректен и сам принцип расчета переноса только существующего грузооборота – без учета мощности и оценки стоимости созданной инфраструктуры и перспектив развития. Проект редевелопмента не направлен на поиск возможностей развития грузооборота, и поэтому АСОП предполагает, что такой проект является убыточным для всех возможных его участников.

В письме говорится, что стоимость строительства аналогичных по мощности портовых перегрузочных комплексов и всей сопутствующей смежной транспортной инфраструктуры составит не менее 3 трлн руб. (без учета рисков). Для оценки реализуемости проекта в качестве первичного шага в соответствии с требованиями законодательства потенциальный инвестор должен подготовить инвестдекларацию по проекту расширения Усть-Луги с увеличением грузооборота порта на 110 млн т в год и обратиться с ней в Минтранс и Росморречфлот, считают в АСОП.

Представитель АО «Морской порт Санкт-Петербург» говорит, что анализ проекта должен содержать не только предполагаемые доходы от продажи недвижимости, но и расходы на создание дублирующей портовой инфраструктуры, оценку стоимости переноса мощностей и рекультивации земель, а также учитывать интересы стивидоров, инвестировавших в инфраструктуру, и сотен других компаний, работающих в порту. Представитель ГК «Дело» добавил, что оценка по созданию дополнительной инфраструктуры – железнодорожной, автомобильной, терминальной – для замещения логистических цепочек либо не проведена вовсе, либо проведена поверхностно.

Одним из серьезных рисков является потеря тысяч рабочих мест для специалистов порта и предприятий из околопортовых отраслей, считает представитель Морского порта Санкт-Петербург. Председатель совета директоров Петербургского нефтяного терминала Михаил Скигин отметил, что крупнейшие судоверфи уже убрали из текущей версии проекта, а это значит, что по соседству с дорогим жильем будет два огромных промышленных кластера – судостроительные предприятия и Кировский завод.

По мнению генерального директора Infranews Алексея Безбородова, стоимость проекта на данном этапе оценить очень сложно, так как проект не проработан. Но, по его словам, она будет точно не ниже цены всех активов Большого порта – от $3 млрд до $5 млрд. Он согласен с мнением АСОП, что в порту Усть-Луга без увеличения мощностей действительно нельзя будет разместить портовые проекты Петербурга. Однако он считает, что модернизировать Усть-Лугу не нужно, так как ее грузовая база кардинально отличается от Петербурга.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что оценки обеих сторон выглядят нереалистичными, так как цель структуры ТМХ – представить проект легкореализуемым и экономически эффективным, а у стивидоров – наоборот. «С учетом строительства сопутствующей инфраструктуры, дополнительных издержек и релокации мощностей стоимость может составить от 220 млрд до 250 млрд руб. (без самого редевелопмента)», – отметил он.

Эксперты по недвижимости Петербурга в целом сочли проект редевелопмента перспективным. «Наиболее уместным был бы вариант многофункциональной застройки, которая включала бы в себя как жилье, так и места приложения труда в виде офисов, технопарков», – говорит генеральный директор Knight Frank St. Petersburg Николай Пашков. Он оценил весь объем недвижимости в 5–6 млн кв. м. Управляющий партнер Colliers Николай Казанский считает, что «на 200 га можно построить социально-рекреационные объекты, а на оставшейся площадке – жилье и общественно-деловую недвижимость». Там можно разместить около 5 млн кв. м, инвестиции в этот проект он оценивает примерно в 500 млрд руб. Все эти объекты будут сдаваться небольшими очередями примерно по 500 000 кв. м в год и «локальный рынок вполне способен его переварить», полагает Казанский.

В пресс-службе аппарата вице-губернатора Петербурга Максима Соколова комментировать проект переноса Большого порта отказались. Говорить о реализации этой идеи пока преждевременно, заявили в аппарате. Представитель Минтранса также отказался комментировать проект. В ТМХ на вопросы «Ведомостей» не ответили.

В подготовке статьи участвовал Святослав Афонькин.