Телеведущий Андрей Малахов стал совладельцем санатория в Мурманской области

Известное имя может помочь этой гостинице привлечь новых клиентов
Телеведущий наверняка давно знаком с «Изовелой» – он родился в Апатитах, а на территории приобретенного объекта находится некоммерческий центр современного искусства «Сияние», который Малахов основал в 2020 г. / Максим Стулов / Ведомости

Телеведущему Андрею Малахову с 24 августа принадлежит 51% долей в ООО «СГК «Изовела», которое владеет одноименным санаторно-гостиничным комплексом в городе Апатиты Мурманской области, по данным «СПАРК-Интерфакса». Оставшиеся доли – у генерального директора объекта Ольги Харитоновой и бизнесмена Алексея Минделя. Санаторий, расположенный рядом с горнолыжным курортом Большой Вудъявр, судя по информации на его сайте, включает в себя два корпуса на 88 номеров. На его территории есть также ресторан, медицинский центр, крытый бассейн, конференц-зал, открытый каток, банный и массажный комплекс и проч.

Выручка комплекса по итогам 2021 г., согласно «СПАРК-Интерфаксу», составляла 70,8 млн руб., чистая прибыль – 8,5 млн руб.

Андрей Малахов известен прежде всего как ведущий популярных программ «Первого канала», среди них – ток-шоу «Большая стирка», «Пять вечеров», «Пусть говорят», «Сегодня вечером» и др. В 2017 г. он перешел на телеканал «Россия 1» (входит в холдинг ВГТРК), где стал вести ток-шоу «Прямой эфир», «Привет, Андрей!», «Сегодня пятница!».

Производством этих программ занимается телекомпания «ТВ хит», которую Малахов основал совместно с Александром Митрошенковым, президентом одной из крупнейших компаний – производителей телевизионного контента – Трансконтинентальной медиакомпании. По итогам 2021 г. выручка «ТВ хит» составила 1,28 млрд руб., а чистая прибыль – 40,3 млн руб. Еще одна компания Малахова – «Медиформат» – специализируется на телевизионном вещании и издает журналы. Шоумену принадлежит 40% в ней. Остальное – у Митрошенкова и президента компании Shkulev Media Holding Виктора Шкулева. Ее гендиректор – совладелец «Изовелы» Миндель.

По итогам 2021 г. выручка компании составила 1,3 млрд руб., а чистая прибыль – 33,17 млн руб. Представитель Малахова от комментариев отказался, связаться с другими совладельцами «Изовелы» не удалось.

Телеведущий наверняка давно знаком с «Изовелой» – он родился в Апатитах, а на территории приобретенного объекта находится некоммерческий центр современного искусства «Сияние», который Малахов основал в 2020 г. Главный куратор этого центра – Ольга Широкоступ, работавшая ранее в центре современного искусства «Гараж» и Политехническом музее. В прошлом году в интервью изданию Buro Малахов называл создание «Сияния» «осуществившейся мечтой» и рассуждал, что центр «должен расположиться в отдельном комплексе, возможно, вместе с рестораном, потому что людям после знакомства с искусством необходимо где-то вкусно поесть».

Рыночная стоимость «Изовелы» – до 500 млн руб., считает руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Commonwealth Partnership Марина Смирнова. Такую же оценку дал основатель Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич. Соответственно, Малахову его доля могла обойтись примерно в 300 млн руб., полагает Смирнова.

Председатель правления Indigo Development Inc. и руководитель Центра стратегических разработок Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян называет приобретение Малаховым доли в санатории «Изовела» «сентиментальной покупкой». Другие участники рынка считают, что в этой сделке может быть бизнес-составляющая. Обстоятельства последних лет развернули туристические потоки внутрь страны и теперь можно ожидать роста трафика у таких объектов, считает управляющий партнер брендингового агентства Depot Алексей Андреев. Присутствие в этом санатории Малахова может добавить бренду «Изовела» известности, отмечает Андреев.

Управляющий партнер компании PRT Глеб Сахрай полагает, что Малахов как бренд имеет потенциал в привлечении первоначальной клиентуры: «Но по мере развития бизнеса степень его влияния будет снижаться». Сахрай считает перспективным развивать санаторий, например, в сторону премиального центра, связанного с предиктивной медициной, процедурами детокса, снятием стресса: он предлагает сделать что-то среднее между современной клиникой и комфортабельным отелем.

Смирнова отмечает, что основные клиенты такого санатория – жители самого Мурманска и региона: «Затраты на необходимую для превращения санатория в престижный отель реновацию существенно увеличат цены там, а это отрицательно скажется на его заполняемости». Чтобы привлечь обеспеченную клиентуру из Москвы, придется конкурировать с проектами высокого уровня, включая зарубежные, продолжает Смирнова. С ее точки зрения, более эффективным будет умеренное вложение в поддержание хорошего состояния комплекса и ставка на экотуризм (рыбалка, северное сияние, лечебные услуги) и активный туризм (горные лыжи).

По словам сотрудника «Изовелы», в летний период загрузка санатория – порядка 60%, а зимой может доходить до 100% благодаря близости горнолыжного курорта.

Среди российских звезд шоу-бизнеса ранее никто не заключал крупных сделок на санаторно-курортном рынке. Единственное, что вспоминается в этом контексте: ведущий программы «Вести недели» на телеканале «Россия 1» Дмитрий Киселев является совладельцем винодельческого хозяйства Cock t’est belle в поселке Коктебель (Республика Крым) и организатором ежегодных джазовых фестивалей Koktebel Jazz Party.

Некоторое время назад у селебрити было принято открывать собственные рестораны, но, так как этот бизнес требует большой вовлеченности и инвестиций, почти все эти проекты закрылись, напоминает Еремян. По его словам, такой бизнес работает на широком охвате и возвращаемости клиентов, а санаторий в Апатитах – это совсем не ресторан в Москве.