Покупатели будущего: что им готовы предложить строители жилья

Новое поколение хочет управлять квартирой со смартфона – ему не нужны типовые решения

Основными потребителями на рынке недвижимости в течение 10 лет считались люди поколения X, рожденные между 1965 и 1979 гг. Активные, трудолюбивые, рассчитывающие только на себя, готовые к трудностям, но ищущие стабильности, «иксы» не были темной лошадкой для девелоперского бизнеса. Адекватная цена, прогнозируемое качество, стремление (в том числе и в покупках) пользоваться проверенными маршрутами, не искать новых путей – вот то, что для них важно.

Но вот на передний план выходит поколение Y (1980–2000), которое как потребитель пока вызывает недоумение у продавцов товаров и услуг – за какие ниточки их дергать, чтобы очаровывать и вызывать привязанность? Прежние инструменты не работают, а новых, доказавших эффективность, еще нет. Кроме того, подрастает поколение Z (2000 – н. в.), к выходу на рынок которого стоит готовиться уже сейчас.

Студии вместо хором-коммуналок

Российская традиция сосуществования нескольких поколений в одной квартире свое отжила. «Игреки» скорее предпочтут въехать в маленькое, но свое жилье, чем делить хоромы с родителями. Молодых покупателей становится больше в общем потоке клиентов. Как и людей за 35, которые приобретают небольшие квартиры для пенсионеров-родителей.

Спорным остается представление о том, что эгоцентричные «игреки» не спешат создавать семьи. А это еще один довод за квартиры небольшого метража. Последние социологические исследования показали, что семья для них важна, но из-за необходимости и важности собственного становления поколение Y не стремится обзаводиться семьей рано. Необходимость в более просторных квартирах для них лишь вопрос времени.

Таким образом, в недалеком будущем «игреки» будут влиять не только на квартирную нарезку, но и на планировку, начинку и конфигурацию дома. Эти люди чувствительны к индивидуализации жилья, к комфорту, эргономике и экологическим характеристикам. Также важной составляющей для них являются современные технологии, например возможность отключать или включать при помощи смартфона системы жизнеобеспечения в квартире.

Типовые проекты, выполненные по унифицированным стандартам, не представляют особой ценности для клиента, который все чаще формирует запрос на нетривиальные решения. Меняются и коммуникации с клиентом. С миллениалами нужно выстроить отношения, включить их в сообщество. «Игреки» будут активно поддерживать продукты и сервисы, с которыми «подружились» и которые соответствуют их индивидуальным ценностям.

Запрос на комфорт и экономию

Покупатели поколения Y обременены гораздо большими долгами, чем их родители в том же возрасте. В то же время они большие приверженцы комфорта и не готовы мириться с полумерами в том, что касается окружающей их обстановки. Удобное, надежное пространство – это уже базовый запрос, а не опция для избранных. На стыке этих двух запросов рождается третий – комплексный запрос на энергоэффективность. Новому потребителю не нужны по отдельности утепленная стена, энергоэффективный свет или терморегуляторы. Ему нужно некое комплексное решение, которое сделает его жилье удобным, экономичным и эффективным с точки зрения эксплуатации и не будет морочить голову техническими тонкостями, потребовав его полного вовлечения. Последнее крайне важно! «Игреки» слишком ценят время, чтобы подробно разбираться в системах и стандартах девелопмента. Они хотят получить некий знак качества своего будущего актива, объективную оценку, которая (как ГОСТ для людей старшего поколения) будет свидетельствовать о соблюдении застройщиком определенных правил.

Тренд на желательность зеленой сертификации сегодня отчетливо виден. Мы фиксируем этот интерес и по своим объектам, и в целом по рынку. На сегодняшний день зеленый сертификат получен 14 жилыми объектами (сертификат Green Zoom есть у 10 жилых комплексов, BREEAM – у четырех), и этот год обещает быть прорывным с точки зрения поданных заявок и желания девелоперов «соответствовать».

Социологи уже сейчас говорят о том, что поколение Z, следующее за «игреками», будет еще более требовательным, экономным и будет вести здоровый образ жизни.

Создать ЖКХ-диджитал

«Игреки» хорошо разбираются в гаджетах, онлайн-системах, игровых программах. И ожидают, что управлять квартирой можно будет в буквальном смысле слова со смартфона. Уже сделан большой шаг навстречу ЖКХ-диджитализации – квартплату, электричество, газ можно оплатить не выходя из квартиры. Застройщики подстраиваются, предлагая своим клиентам цифровое снятие показаний со счетчиков и другие опции (но пока эти системы разрознены). Есть объекты, где счетчики на отопление, воду и электричество вынесены в места общего пользования, включены в общую систему диспетчеризации дома, показания с них снимаются без помощи человека и автоматически попадают на пульт диспетчера и в квитанцию. Если у клиента настроен мобильный банк, то платежи автоматически снимаются с карты. Или система безопасности построена на IP-камерах, которые сейчас активно интегрируются в проекты бизнес- и комфорт-класса.

Можно прогнозировать, что в будущем системы умного дома будут заложены в проекты на раннем этапе и пользователь сможет отключать отопление в помещениях, где оно не требуется, и не платить за него; установить внутри квартиры датчики протечек, и в случае неприятной ситуации диспетчер узнает о ней и вызовет мастера. Пользователь сможет отключать/включать какие-то электроприборы удаленно и т. д.

Цифровые технологии пришли и в сегмент эксплуатации многоквартирных домов. На качественных объектах уже сегодня инженерные системы выведены на единый пульт управления, система способна видеть опасности, нестыковки в работе и успешно предотвращать аварии. Интеллектуальное управление домом станет таким же стандартом качества при сдаче объектов, как сегодня окна ПВХ или циркуляция горячей воды.

Барбекю для Y

Будучи открытыми, стремясь к коммуникации, которая часто является источником новых знаний, «игреки» создают спрос на разного рода общественные пространства внутри жилых комплексов – то тут то там застройщики анонсируют в своих проектах зоны для барбекю, коворкинги для резидентов дома и т. д. Собственно, облагораживание территорий, создание пассивной безопасности, когда в кафетерии дома вы встречаете соседей, которых знаете по именам, – это та же самая тенденция расширить границы личного пространства, найти баланс между онлайн-коммуникациями и офлайн-сообществом. Одна из задач застройщика – наполнить пространство таким контентом, ради которого люди действительно захотят выбираться из дома/квартиры.

Интересно, будет ли этот тренд характерен для более юного поколения Z, которое сегодня постоянно находится под присмотром взрослых. С одной стороны, возможно, спрос на офлайн-коммуникацию с их стороны будет даже выше, чем со стороны «игреков». С другой стороны, учитывая, что «зеты» в гаджетах и технологиях будут разбираться лучше, чем в эмоциях людей, есть вероятность, что им захочется укрыться от посторонних глаз. Некоторые социологи, например, предсказывают, что поколение Z будет больше «прятаться в семье» – семья станет единственным офлайн-пространством, в котором «понятно», а потому безопасно. Не исключено, что рынок по спирали вернется к ценностям поколения Х, правда, с некоторым поколенческим апгрейдом, когда дом будет не просто крепостью, а крепостью экологичной, комфортной и простой в управлении.