Волна перемен

Какие глобальные тренды меняют рынок недвижимости

В ближайшие пять лет отрасль недвижимости столкнется с проявлениями новой технологической волны и глобальных трендов, ей сопутствующих.

Речь идет не столько об эволюционной модернизации, сколько о кардинальных, революционных трансформациях. Они вызваны как инновациями внутри, например распространением BIM технологий (рынок оценивается более чем в $5 млрд) или 3D-принтеров (рынок оценивается в $100 млн), способных за неделю построить целый квартал, так и внешними драйверами, имеющими более сложную, междисциплинарную природу.

Например, старение населения – достаточно хорошо изученный и используемый многими компаниями тренд – открывает принципиально новые возможности, если заявленные развитыми странами, включая Россию, цели по увеличению продолжительности жизни будут достигнуты (Япония ставит KPI в 120 лет). Для активных пожилых, формирующих «серебряную экономику» (рынки продукции и услуг для пожилых оцениваются в $15 трлн к 2020 г.), нужна иная экосреда, специализированные постройки, материалы, конструкции и интерфейсы. Вообще, социальные и этические тренды оказывают все большее влияние на бизнесы компаний, начиная от ответственного и вдумчивого отношения потребителей к продуктам и услугам и заканчивая ужесточением регулирующих отрасль норм и стандартов.

Изменение состава глобальных цепочек создания добавленной стоимости и перераспределение долей между основными игроками под действием платформенных технологий, таких как цифровизация, искусственный интеллект, интернет вещей, подрывает традиционные бизнесы, формирует новые ниши в проектировании, урбанистике, строительстве. Сети отелей, десятилетиями строившие свои империи, за считанные годы отдали пальму первенства стартапам, сделавшим ставку на новые бизнес-модели. В экономике совместного потребления (оценивается в $335 млрд к 2025 г.) реализуется один из фундаментальных паттернов современного потребителя: «пользоваться, но не обладать». Для рынка недвижимости эта трансформация по своей масштабности сравнивается с принятием права собственности. Кстати, благодаря технологиям распределенного реестра (блокчейна) сделки с недвижимостью можно будет осуществлять за несколько минут в буквальном смысле.

На наших глазах меняется понятие рабочего места. Сейчас большинство коммуникаций можно осуществлять удаленно, соответственно, требования к офисному пространству уже принципиально иные: оно должно быть адаптивным, умным, комфортным и дешевым. Что же будет с офисной недвижимостью, когда в полном масштабе в жизнь войдут нейроинтерфейсы «мозг – компьютер», технологии виртуальной и дополненной реальности? Даже по самым сдержанным оценкам, это может произойти ближайшие 7–10 лет, что для отрасли не такой и большой срок.

Вовлечение потребителя в формирование продукта в рамках концепции «открытые инновации» – серьезный тренд, набирающий темпы не только за рубежом, но и в России. В умном городе гражданину хочется не только пользоваться готовыми решениями, но и кастомизировать их в соответствии со своими привычками и ожиданиями, как у себя, в умном доме. Многие страны, включая США, Великобританию, Китай, выделяют специальные площадки – живые лаборатории – в самой инфраструктуре города. В Москве такую открытую лабораторию можно увидеть на ул. Мясницкой, в Высшей школе урбанистики НИУ ВШЭ. Там можно дать людям возможность поучаствовать, почувствовать, посоветовать, как сделать лучше, тем самым получая нужную обратную связь и вовлекая в игру.

Тема геймификации актуальна для современных бизнесов. Благодаря игровому участию многие крупные корпорации повышают лояльность и продвигают новые продукты и услуги. Например, в Лондоне, стремясь сделать к 2050 г. город национальным парком, горожанам было предложено превратить «серые места» в «зеленые места», конечно, при поддержке компаний и государства, которое активно инвестирует в развитие зеленых навыков у населения, формирует специальные команды и поддерживает базы данных зеленым технологиям.

Успешно лавировать между угрозами и окнами возможностей в эпоху глобальных трендов могут профессионалы с принципиально иным набором компетенций. Они должны включать не только базовые для отрасли недвижимости навыки, но и набор междисциплинарных знаний в области data science и больших данных, искусственного интеллекта, нейромаркетинга, новых конструкционных материалов, умных энергетических систем и др. Только постоянно актуализируя свой портфель компетенций, можно остаться на гребне новой технологической волны.