«Сад – это отражение внутреннего мира человека, состояния общества»
Как превратить мегаполис в город-сад, рассказывает Карина ЛазареваКарина Лазарева начала заниматься ландшафтным дизайном около 20 лет назад, в перестройку. «Можно сказать, стояла у истоков формирования профессии и отрасли», – улыбается она. Организуемое ею в Москве цветочное шоу год от года привлекает все больше гостей.
– Однажды я попала на самую престижную в мире выставку цветов – Chelsea Flower Show, которая проходит под патронажем королевы Англии. И поняла, что очень хочу принять в этом участие. В 2004 г. создала свой первый сад для шоу. В 2006 г. получила в Челси золотую медаль. Я поняла, что нужно делать такую же выставку в России, ведь за последние 10 лет никто из отечественных дизайнеров так и не выставлял своих работ в Челси. Подтолкнула меня и работа в Национальной гильдии ландшафтных дизайнеров, где я была вице-президентом. Я очень социальный человек и хочу себя ощущать частью не только семьи, но и общества, понимать, что я делаю что-то полезное.
Четыре года назад появилась возможность реализовать мечту о фестивале, мы начали думать, где его проводить. Это не бюджетное городское мероприятие, оно осуществляется за счет средств организаторов и частных инвесторов. Я пришла в Парк Горького, и нас поддержали. Выставка 2012 г. прошла с успехом, пришло около 30 000 человек. Поддержку оказало и международное сообщество, свои сады приехали показать дизайнеры из Италии, Франции, Великобритании, Германии. Мы поняли, что фестиваль состоялся. В этом году – около 100 000 посетителей.
Число участников тоже увеличивается. В течение года у нас проходит конкурс на сады, дизайнеры присылают эскизы. Мы можем выбрать только 30 садов – больше не позволяет территория. В этом году выбирали из 60 заявок. В Челси тоже есть ограничения.
– Не сказывается. У нас три формата садов по площади: 25, 50 и 100 кв. м. В этом году мы ожидали увидеть небольшие сады. Но, как ни удивительно, нам начали присылать проекты от 100 кв. м. Возможно, удивляться нечему – мы люди широкой души.
В этом году в фестивале участвовал город Воронеж. И для меня это даже более ценно, чем присутствие иностранных дизайнеров. Вы знаете город Заречный?
– И я не знала, пока к нам не приехали его мэр и жители, которые вместе украшают свой город. Мэр написал нам, что на фестивале хочет познакомить со своим замечательным городом. Это закрытый город в Пензенской области.
– В идеале спонсор поддерживает каждого конкретного дизайнера. У нас молодая отрасль, и мы помогаем тем, чьи эскизы мы отобрали для выставки, найти спонсора.
Карина Лазарева
В Англии сады поддерживаются известными брендами: Daily Telegraph, Deutsche Bank, Morgan Stanley. Там проектируют сады принц Чарльз, в этом году – принц Гарри, принц Саудовской Аравии и т. д. В Челси демонстрируют образцы ландшафтного искусства. И быть спонсором сада престижно. У нас тоже постепенно появляются спонсоры, пока это отраслевые компании: производственные, питомники, торгующие сопутствующими товарами и т. п. Первые сады дизайнеры делали фактически за собственные средства.
– Более 20. В этом году к нам пришли «Оби», «Керхер». «Рафаэлло» каждый год участвует, в этом году они поддержали проект свадебного сада. Компании «Европарк» и «Мегапарк» с первого года являются основными партнерами фестиваля. Компаниям наша аудитория интересна. Они понимают, что это красиво, это будущее, это кислород, который они дарят своим детям.
– Минимальный сад на 25 кв. м – от 500 000 руб. Сюда входит стоимость идеи, материалов, исполнения, работы по уходу, транспортные расходы. Цена зависит в первую очередь от идеи. Хотя чем больше сад, тем больше растений, тем выше цена.
– Часть уходит на благотворительные проекты, часть возвращается к своим дизайнерам и в питомники. На выставку приходят потенциальные клиенты посмотреть тенденции, порой заказывают себе то, что им понравилось на фестивале. Людям сложно оценить красоту сада по картинке, эскизу, даже по фотографии.
– Изменились сильно. Вырос уровень образования заказчиков в этой сфере. Ранее клиенты не понимали, за что они должны платить. В их понимании проект и идея ничего не стоили. Заказчики хотели, чтобы все сразу «цвело и колосилось». Я их спрашивала: «А собаку вы тоже сразу взрослую и обученную получили? А ребенок сразу студентом родился?» Только на таких примерах понимали, что растениям нужно время.
Люди тогда были сконцентрированы на домах и интерьерах. Не было понимания, что сад – это жемчужина имения. И, конечно, вкус еще лет 10 назад был чудовищным. Невероятные «воробей на пальме», «Версаль под елкой», «туево-газонный стиль» – у нас было много подобных выражений для описания пожеланий заказчиков.
Сад – это не просто ряд растений, это отражение внутреннего мира человека, состояния общества. Дизайнер должен уловить желания клиента и помочь ему создать комфортное пространство. Специалист по ландшафту должен много знать: из архитектуры, ботаники, агрономии, дендрологии и проч. Это всегда командная работа – инженеры, фитопатологи.
– В любом проекте должен быть заложен принцип «трех Э»: эстетика, экология, экономия. Подготовительные работы занимают около месяца-двух. Надо выяснить возможности участка и пожелания заказчика, объединить их. Сделать проект. Мы проектируем в четырех измерениях – учитываем изменения во времени. Идеально проектировать сады одновременно с домом, но у нас нет такой практики. Еще примерно три месяца потребуется на реализацию проекта, если нет сложных инженерных сооружений.
Сад – это целая философия. По саду я могу понять о человеке все: о характере, семье.
– Я сейчас не занимаюсь частными территориями, в основном городскими. А там применяются нормы горзаказчика. Но всегда считалось, что цена сада – это треть от стоимости дома. Все траты должны быть оправданны.
– Изначально я не хотела работать в этой сфере. 20 лет назад финансирование городского озеленения формировалось по остаточному принципу. Привозили немного земли и сажали чахлые газоны. Желающих участвовать в конкурсах не было. По ходу дела сами жители растаскивали землю, выкапывали цветы.
Мы – компания «Харпарк» – начали работать по горзаказам в 1994 г., с тех пор ситуация сильно изменилась в лучшую сторону. Москвичи, наверное, уже подзабыли, какие у нас были страшные ржавые детские площадки. Свою первую детскую площадку для двора на ул. Алабяна, 3, мы делали сами, вручную. Я нашла картинку в американском журнале – ее взяли за образец. Резали и красили трубы, пилили доски. И у нас получилась первая детская площадка с горкой – пластиковой трубой.
– От этого двора отказались все. И нашу компанию упросили взяться за него. Срок был всего месяц. Материалов не хватало, бюджет был совсем скромный. И люди начали привозить с дач растения и передавать нам. Мы все вместе сделали тот сад. И когда я увидела радость на лицах людей, услышала слова благодарности, я поняла: это то, что мне очень нравится. В частном ландшафтном дизайне мне не хватало обратной связи, отзывов, ощущения пользы. К примеру, парк «Алые паруса» в Воронеже на берегу водохранилища. Окрестные жители оттуда съезжали, это было самое злачное место города: наркотики, алкоголь.
– Да, теперь это одно из популярных мест отдыха. Я где-то видела данные о том, что там окружающая недвижимость в цене поднялась. Кстати, в Москве около парка «Зодиак», который мы делали в Северо-Восточном округе, после его благоустройства тоже выросли цены.
– В городе работать гораздо сложнее: здесь много ограничений, много требований, прописанных в СНиПах, контрактах. Цены жесткие, часто они не соответствуют рыночным, которые постоянно растут. Ландшафтная компания постоянно рискует не успеть за указанную в контракте цену приобрести нужное количество растений нужного качества.
Некоторые проекты не удается сделать из-за технологических особенностей города: Москва вся пронизана коллекторами, шахтами и проч. К примеру, мы хотели в «Музеоне» сделать «Сад корней», было бы очень красиво и необычно: люди ходили бы по тоннелю и как бы изнутри смотрели, как растут деревья. Но для этого надо было углубиться на 3 м вниз. Оказалось, что это невозможно по техническим причинам. Нередко приходится отказываться от интересных идей.
– Это сложная работа, но очень нужная и благодарная. Я сама себе порой завидую.