Росавтодор не выполнил план по дорогам в 2012-2013 годах - Счетная палата

Росавтодор не справился с утвержденным планом строительства автодорог за счет федерального бюджета, говорится в сообщении Счетной палаты России по результатам проверки использования бюджетных средств подпрограммы "Автомобильные дороги" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)".

Проверка проводилась за период с 2012 по 2013 гг., и было установлено, что плановые показатели подпрограммы не выполнены. В частности, "в 2013 г. в установленные сроки не введены в эксплуатацию автодорога М-8 "Холмогоры" от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска на участке в Ярославской области и автодорога М-10 "Россия" от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга на участке в Тверской области", говорится в сообщении палаты. При этом, как сообщил аудитор СП Валерий Богомолов, ссылаясь на данные Росстата, за весь период реализации подпрограммы протяженность автодорог федерального значения увеличилась лишь на 5000 км. "Одна из причин недостижения плановых показателей - недостатки в управлении реализацией подпрограммы, в том числе финансовыми ресурсами, выделяемыми на ее выполнение", - считает аудитор.

Проверка, в частности, установила, что, вопреки принятому правительством порядку, Минтранс утвердил положение об управлении реализацией программы с опозданием более чем на 4 года. "Объем неисполненных назначений за 2012-2013 гг. составил 44 млрд руб., или около 10% от сводной бюджетной росписи", - говорится в сообщении палаты. Кроме того, Росавтодор неоднократно вносил изменения в задания на выполнение работ по строительству и реконструкции федеральных автодорог общего пользования, "по объектам проверки это от 8 до 17 раз в год", пояснил Богомолов. По его словам, финансирование мероприятий по научно-техническому и инновационному обеспечению подпрограммы осуществлялось в утвержденных объемах, но "Росавтодор не обеспечил результативность расходов, направленных на оплату научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ". Сумма неосвоенных средств федерального бюджета в 2012-2013 гг. на оплату НИОКР составила 504 млн руб., или 38% от общего объема средств.

Объем средств, затраченных на проведение проектно-изыскательских работ, результаты которых до сих пор не используются или подлежат списанию как нецелесообразные, составляет более 500 млн руб. "И это только по трем проверенным учреждениям Росавтодора", - отметил аудитор.

Проблемы есть и в освоении федеральных средств регионами. По данным СП, в 2012 г. не освоено 56 млрд руб., или 67% от объема выделенных субсидий, в 2013 г. - 27 млрд руб., или 75%, что привело к срыву сроков ввода в эксплуатацию дорог. "Вместе с тем Росавтодор нарушил методику расчета межбюджетных субсидий в 2013 г. при предоставлении субсидий регионам, не достигшим значений показателей результативности в 2012 г. По итогам 2012 г. семь субъектов федерации полностью не освоили предоставленные субсидий на общую сумму 18 млрд руб.", - говорится в сообщении Счетной палаты.

Коллегия СП приняла решение направить представление Росавтодору и предписание губернатору Волгоградской области в связи с невыполнением ранее направленного представления палаты. Отчет о результатах направлен также в Госдуму и Совет Федерации, говорится в сообщении СП.

Счетная палата не указывает, с какими планами по строительству дорог не справился Росавтодор, отвечают в самом Росавтодоре. В соответствии с актуальной подпрограммой, учитывающей объемы финансирования, в 2012-2013 гг. Росавтодор перевыполнил план по введению в эксплуатацию федеральных дорог на 20%, а региональных и муниципальных - на 17%, утверждают в агентстве. Позднее направление субсидий на дорожное строительство в бюджеты регионов обусловлено тем, что субъекты федерации с опозданием предоставляют проектную документацию на эти объекты. Неосвоение средств на НИОКР не означает низкой результативности расходов, так как связано со сроками выполнения научно-исследовательских работ, которые в ряде случаев переносятся "в целях повышения их качества", также отмечают в Росавтодоре.