Доля пустых помещений в ТЦ Москвы превысила 8% в 2015 году

Доля свободных площадей на рынке торговых центров Москвы в 2015 г. достигла 8,3%, увеличившись на за год 2,3 п. п., подсчитали аналитики компании JLL.

Увеличение объема пустующих помещений вызвано вводом значительного объема площадей (560 000 кв. м за 2015 г.) и активной ротацией арендаторов, которые испытывают трудности из-за снижения потребительского спроса. По оценке Росстата, за 11 месяцев 2015 г. сокращение оборота розничной торговли в России достигло 9,3% к аналогичному периоду предыдущего года. В Москве розничные продажи за этот период упали на 13%.

По оценкам экспертов JLL, к концу 2016 г. доля свободных площадей на московском рынке торговых центров может увеличиться до 10% и приблизиться к рекордному показателю II квартала 2010 г., когда пустовало 11% помещений. «Прогнозируемый рост объема вакантных площадей в ТЦ Москвы обусловлен как негативными прогнозами относительно развития рынка розничной торговли, так и вводом значительного числа проектов, реализация которых была начата еще до кризиса, – комментирует начальник департамента торговых площадей компании JLL Татьяна Ключинская. – К вводу в Москве на этот год заявлены торговые центры совокупной площадью около 460 000 кв. м, при этом можно ожидать, что на момент открытия они будут заполнены в среднем на 50–60%».

Арендные ставки в торговых центрах Москвы снизились в IV квартале 2015 г. на 15%. Сейчас средняя ставка аренды в торговой галерее варьируется в диапазоне $300–1200 в год.

В России в целом в 2015 г. было введено 1,68 млн кв. м торговых центров. В результате объем рынка достиг 19,3 млн кв. м. Основной объем нового предложения пришелся на города с населением менее 500 000 человек (40% ввода) и Москву (33%). По прогнозам аналитиков JLL, ввод торговых площадей в России по итогам 2016 г. сократится и составит 1,4 млн кв. м.