Минтранс и «Автодор» предлагают построить до 2030 года 15 000 км высокоскоростных платных дорог

Минтранс и госкомпания «Автодор» предлагают до 2030 г. построить 15 000 км платных высокоскоростных дорог в Центральном регионе России, в Сибири и на Урале. Как пишет «Коммерсантъ», это следует из финальной версии «Стратегии развития сети скоростных автодорог России до 2030 г.», которую правительство должно утвердить до конца нынешнего года. По подсчетам разработчиков стратегии, на строительство новых дорог потребуется около 7 трлн руб. Предполагается, что до 2020 г. из внебюджетных источников будет поступать до 30% средств на строительство, после 2020 г. - до 50%. Ежегодно должно вводиться около 1000 км дорог, на это нужно 350 млрд руб. из бюджета в год, пишет газета. Предполагается, что все дороги будут построены на условиях государственно-частного партнерства, значит, они будут платными, добавляет издание. По его информации, «Автодор» уже ведет переговоры с китайскими инвесторами по поводу финансирования проекта транспортного коридора Европа – Западный Китай (российская его часть пройдет из Санкт-Петербурга через Казань к границе с Казахстаном).

Предполагается, что строительство новых трасс должно решить старые проблемы, которые связаны с тем, что большая часть потоков грузов замкнута на Москву, так что вся дорожная сеть страны имеет конфигурацию звезды, а не матричную. При этом почти треть дорог эксплуатируется с превышением нормативной загрузки, пишет газета. Экономические потери от несоответствия уровня развития автодорог потребностям экономики достигают ежегодно около 2–3% ВВП.

Сейчас протяженность новых автомагистралей и скоростных дорог составляет в России 5000 км, или 0,3% от всех трасс страны (1,1 млн км). Во Франции эта доля составляет 1,17%, в Германии – 1,99%, в Китае – 2,27%, в США – 3,98%.

На первом этапе реализации стратегии предполагается завершить уже начатые крупные проекты вроде ЦКАД или трассы М11 и начать новые, всего построив 3600 км дорог. С 2021 по 2030 г. будет построено еще около 14 000 км, в том числе трассы Екатеринбург – Великие Луки, Казань – Екатеринбург, Сочи – Новороссийск, Челябинск – Екатеринбург, Ижевск – Пермь. Новые трассы должны соединять по кратчайшему маршруту крупные промышленные центры и городские агломерации с населением более 1 млн человек, проходя при этом вне населенных пунктов. В итоге московская, санкт-петербургская, нижегородская, ростовская, новосибирская, волгоградская, казанская агломерации будут объединены в единую сеть.