Газета
Подписаться
USD59.13
Евро69.855
ММВБ1951.95
РТС1040.25
S&P 5002452.51
Brent51.95
Золото1292.2
На правах рекламы

Привлечение финансирования в кризис: как найти инвесторов?

Независимо от состояния экономики всегда есть компании, испытывающие потребность во внешнем финансировании. Денежный ресурс требуется не только для восстановления ликвидности компании, но и для масштабирования бизнеса. Некоторые бизнес-модели особенно эффективны во время кризиса, компании, использующие их, растут быстрыми темпами, им обеспечивается развитие, устойчивость и безопасность. Долевое финансирование бизнеса – один из эффективных способов привлечения средств инвесторов, а не банков.

Оценка бизнеса: тренды кризисного рынка

Во время кризиса рынок становится «рынком покупателя», стоимость бизнеса в соотношении с его финансовыми показателями (прибылью, выручкой) становится заметно ниже. Например, на сегодняшний день российские компании на фондовом рынке оцениваются следующим образом: годовая прибыль, которую приносит бизнес, умноженная на 5 (речь идет о EBITDA - прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации). Таким образом, если вы оцениваете свою компанию как «годовая прибыль x 15», то не стоит ожидать, что инвесторы заинтересуются вашим предложением. Конечно, значение «годовая прибыль x 5» – это «средняя температура по больнице», в некоторых отраслях она выше, в некоторых - ниже. В отдельных случаях при продаже бизнеса или доли в нем можно рассчитывать на премию, то есть надбавку со стороны инвестора за лидерство компании на рынке, но нужно понимать, что вряд ли сделка будет заключена по цене, в два раза выше рыночной.

Недавняя продажа 23% акций «Детского мира» Российско-китайскому инвестиционному фонду прошла по формуле «годовая прибыль x 8,3» (по расчетам автора), тогда как в среднем российские продуктовые ритейлеры («Магнит», X5 Retail Group, «Дикси» и «Окейс») оцениваются из расчета «годовая прибыль x 6,6». Получается, что «Детский мир» был оценен с премией +24% к среднеотраслевому показателю. Как можно это объяснить? Компания является лидером в своем сегменте и демонстрирует рост более 30% в год, а ее сопоставимые продажи (показатель роста продаж без учета открытия новых магазинов) увеличиваются на 15%! Также необходимо отметить, что «Детский мир» имеет маржинальность на уровне 10,6%, то есть на каждый вложенный рубль компания получает почти 11 копеек прибыли, что является прекрасным показателем для ритейла.

Кто такие финансовые инвесторы?

Финансовые инвесторы – это профессиональные инвесторы, ориентированные на получение доходности на вложенный капитал. Их интересуют перспективные компании с хорошим менеджментом, которые способны показать кратный рост и которые через 3-5 лет можно будет продать стратегическому инвестору или вывести на IPO (первая публичная продажа акций). Финансовые инвесторы зарабатывают на том, что за время владения приобретенной долей в бизнесе ее стоимость увеличивается, как минимум, в 3 раза.

Основные характеристики финансовых инвесторов:

· Финансируют развитие компании в обмен на долю в бизнесе;

· Редко являются экспертами в конкретной отрасли;

· Горизонт инвестирования в среднем составляет около 5 лет;

· Редко стремятся к контролю за деятельностью компании. Как правило, участвуют в работе организации только через совет директоров, не вмешиваясь в деятельность конкретных менеджеров;

· Ориентируются на доходность не ниже 25% годовых;

· Стремятся к прозрачности информации о деятельности компании.

Поделимся по справедливости: какую долю предложить финансовому инвестору?

Чтобы определить размер доли, которую можно предложить инвестору для покупки, необходимо проанализировать, насколько велика потребность компании во внешнем финансировании, и определить стоимость акционерного капитала (стоимость активов компании за вычетом обязательств) на дату переговоров. Часто собственники включают в стоимость планируемые инвестиционные проекты, но будут ли они реализованы – неизвестно. Поэтому сначала нужно оценить текущее состояние бизнеса, что позволит понять, какую долю можно предложить купить инвестору. Последующая оценка компании с учетом запланированных инвестиционных проектов даст возможность потенциальному покупателю увидеть, как сильно вырастет стоимость компании, если проекты буду реализованы.

Как понять, интересен ли ваш бизнес финансовым инвесторам?

Есть три причины, по которым финансовые инвесторы готовы вкладывать деньги в ту или иную компанию:

Причина № 1. Понятная стратегия выхода из проекта.

Анализ объекта инвестирования, как правило, начинается с оценки перспектив выхода. Для этого инвестор изучает последние сделки в отрасли, оценивая, есть ли перспективы вывода бизнеса на IPO или его продажи стратегическому инвестору (желающему участвовать в управлении и получить контроль над компанией). По статистике, большинство выходов из проекта происходит за счет продажи компании стратегическому инвестору, имеющему, как правило, следующие цели:

1. Увеличение своей доли на рынке;

2. Получение доступа к технологиям;

3. Получение доступа к человеческому капиталу.

Причина № 2. Устойчивость и масштабируемость бизнес-модели.

Система получения выручки и прибыли компанией должная быть понятной и прозрачной. Кроме того, бизнес, который нельзя масштабировать, не будет привлекателен для финансовых инвесторов, так как в таком случае вероятность его перепродажи стратегическим инвесторам крайне низкая.

Причина № 3. Профессиональная команда и наличие Go To Market Strategy (план выхода на рынок).

Важно, чтобы коллектив компании продемонстрировал готовность не только развивать текущие направления, но и запускать новые проекты. Что касается Go To Market Strategy, то у команды должен быть четкий план, каким образом планируется использовать привлеченные средства. Многие предприниматели не уделяют этому аспекту должного внимания, хотя грамотная стратегия – залог безопасности, устойчивости и развития вашего бизнеса.

Процесс привлечения инвестиций от финансового инвестора: шаг за шагом

1. Определение необходимого объема финансирования и оценка бизнеса

A. разработка подробной финансовой модели предприятия или проекта;

B. уточнение стратегии развития бизнеса;

C. определение необходимого объема и способов финансирования;

D. оценка бизнеса на основе доходного и сравнительного подходов;

2. Разработка инвестиционных документов и составление длинного списка инвесторов

A. подготовка презентации для инвестора (информационный меморандум);

B. составление краткого инвестиционного резюме (тизер);

C. составление длинного списка всех потенциальных инвесторов;

3. Поиск инвесторов и ведение переговоров

A. рассылка инвестиционного резюме и установление связи с инвесторами;

B. подписание соглашения о конфиденциальности с заинтересованными инвесторами;

C. ведение переговоров с заинтересованными инвесторами и подготовка ответов на запросы инвесторов;

D. проведение презентации менеджмента перед инвесторами;

E. обсуждение структуры и условий сделки;

F. подписание перечня условий сделки (term sheet);

4. Due Diligence (должная финансовая, налоговая и юридическая проверка) и закрытие сделки.

Поиск инвесторов в партнерстве с консультантами

Как найти подходящего инвестора? Обращение к опытным консультантам по привлечению финансирования позволит избежать ошибок и расширит круг потенциальных инвесторов. Эксперты КСК групп помогут вам корректно сформулировать инвестиционное предложение, подготовить все необходимые документы и организовать процесс взаимодействия одновременно с несколькими инвесторами, что значительно сэкономит ваше время и даст возможность выбрать лучшее из предложений.

ООО «КСК»

www.kskgroup.ru

Ссылки на материалы о КСК групп:

Царствуй лежа на боку, или Как убить свои продажи

Кризис – момент истины для специалистов по управлению персоналом

Цена и ценность: о чем может рассказать только финансовая отчетность по МСФО

Россия присоединилась к международному соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией