Россотрудничество доделывает окно для иностранных студентов

Платформа для иностранных абитуриентов заработает после завершения пандемии
Согласно планам Россотрудничества, будет создано «единое окно» для всех пользователей, где будут представлены все программы университетов России, которые допускают обучение иностранцев/ Александр Мамаев / URA.RU / ТАСС

Сервис, позволяющий гражданам других стран легче поступать в отечественные вузы, Россотрудничество намерено запустить после окончания пандемии, в 2021 г. В начале декабря, как сообщил представитель Россотрудничества, завершается запланированная на 2020 г. часть проекта по созданию сайта для сервиса, для чего из бюджета было выделено 109,6 млн руб. Всего же по заключенному 23 февраля 2020 г. с компанией IBS двухлетнему контракту по созданию государственной информационной системы (ГИС) «Образование в Российской Федерации для иностранцев» выделяется 229 млн руб., в том числе с 5 декабря 2020 г. по 31 декабря 2021 г. – еще 119,4 млн руб., следует из карточки контракта на портале госзакупок.

По словам представителя Россотрудничества, сейчас не существует единого центра «достоверной и полной информации» о тех программах и условиях проживания, которые предлагают отечественные вузы иностранцам. Абитуриенты вынуждены подавать заявки – часто очно – и проходить бюрократически сложную систему отбора в месте проживания. В числе других сложностей существующей системы – «непрозрачный» процесс поступления и возможная «коррупционная составляющая». Альтернативой является обращение к услугам посредников, однако это стоит значительных финансовых затрат, говорит представитель Россотрудничества. Новый сервис объединит в себе функции и единого портала для абитуриентов, и новостного ресурса с актуальными программами, сейчас государственные сайты, посвященные образованию в России, имеют лишь информационную функцию.

Согласно планам Россотрудничества, будет создано «единое окно» для всех пользователей, где будут представлены все программы университетов России, которые допускают обучение иностранцев. Целевая аудитория портала – школьники, их родители и ученики, сотрудники образовательных НКО и коммерческих организаций. Общее число предполагаемых пользователей портала может составить до 1 млн человек.

Согласно техническому заданию проекта, на сервисе должна быть реализована возможность для поиска курсов для обучения школьников еще на этапе подготовки к поступлению, в том числе по поиску репетитора по русскому языку. Портал также должен помочь оформить визу и необходимые для обучения документы онлайн. Во время обучения и после окончания программы иностранный студент сможет найти на портале места для стажировок и вакансии. Количество языков, на которых будет работать портал, должно быть не меньше 15, включая английский и китайский. По состоянию на конец ноября на портале есть только английский язык, а почти все разделы не функционируют. Представитель Россотрудничества говорит, что полноценная работа портала и завершение работ по его дизайну отложены до окончания пандемии.

Еще одна важная задача для сервиса – соединение портала и системы государственных квот, которые позволяют учиться в России иностранцам бесплатно. Общее число квот – до 15 000 человек. Всего же, по данным правительства в 2019 г., до пандемии в России училось около 300 000 иностранных студентов. В 2017 г. это число составляло 220 000 человек, а к 2025 г . эта цифра должна вырасти до 710 000 человек, согласно документам национального проекта «Образование». По данным ЮНЕСКО, Россия занимает 6-е место в рейтинге самых привлекательных стран для иностранных студентов. На первых строчках рейтинга – США, Великобритания и Австралия.

Проректор по международному сотрудничеству Финансового университета при правительстве России Александр Линников пояснил «Ведомостям», что, хотя у Финуниверситета есть необходимый инструментарий для прямого онлайн-набора российских и иностранных студентов, в некоторых странах значительную роль при поступлении в российские университеты продолжают играть местные посредники – «операторы». Это осложняет непосредственный контакт университета и абитуриента. В отдельных странах Азии и Африки у абитуриентов, которые хотят учиться на договорной основе, иногда возникают трудности при поступлении через «операторов». Они нередко используют контакты в российских университетах не для того, чтобы способствовать зачислению, а исключительно в целях заработка. Линников считает, что «создание такого сервиса – доступного, транспарентного – могло бы повысить вовлеченность университетов» и это в интересах его университета.

Андрей Шолохов, заместитель генерального директора Softline по работе с национальными проектами, говорит, что государство «единообразно подходило к стоимости разработки ГИС (их более 60) в национальных программах и проектах». Он полагает, что цена создаваемой Россотрудничеством системы формально обоснована.

Юрист «Трансперенси интернешнл – Р» Дмитрий Сухарев поясняет, что реальную стоимость выполненных работ в сфере IT очень сложно проверить. Он подчеркнул, что технические задания по созданию ГИС часто специально усложняются по договоренности с тем, кто выигрывает такой конкурс. «Половина денег» по этим контрактам может в итоге «распиливаться», говорит эксперт. «Система такая: максимально усложнить, чтобы выглядело очень дорого, а потом принять работы, которые не соответствуют техническому заданию», – указывает Сухарев.