Чиновники обещают ускорить темпы вакцинации от COVID-19 в России

Производство вакцин должно быть ускорено
Евгений Разумный / Ведомости

На проведенном 22 марта в режиме видеоконференц-связи совещании по вопросам производства вакцин и хода вакцинации президент Владимир Путин заявил, что сам привьется российской вакциной от COVID-19 23 марта. По словам президента, вакцинацию (практически всю вакциной «Спутник V», разработанной Институтом им. Гамалеи) провели 6,2 млн человек, в том числе 4,2 млн – обеими компонентами.

Что касается развертывания ее производства, то Путин сослался на министра здравоохранения Михаила Мурашко. По его информации, на 17 марта в России произведено 20,102 млн доз «Спутник V», при этом в гражданский оборот (т. е. отгружено с производственных площадок) пущено 8,9 млн полных доз. При этом Путин привел расчеты, что «для полной стабилизации ситуации должно быть вакцинировано не менее 60% взрослого населения страны. Для этого потребуется 69,8 млн комплектов доз вакцины». Вице-премьер Татьяна Голикова считает, что коллективный иммунитет может быть достигнут в России в июле-августе или раньше.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что в России «в марте должно быть произведено 12,5 млн комплектов вакцины, в апреле рассчитываем выйти на 17 млн и далее продолжать наращивать объемы, чтобы по итогам полугодия наработать свыше 80 млн двухкомпонентных доз».

Мурашко связал наращивание темпов вакцинации с расширением производства вакцин. «С учетом того, что сказал Денис Валентинович [Мантуров], мы получили бо́льшие объемы вакцины. С предыдущей недели начался активный развоз. До конца месяца в медицинские организации поступит более 6,5 млн доз вакцины «Спутник V». На апрель и май мы планируем, что поступит еще в общей сложности до 30 млн доз вакцины», – сказал министр.

Как отмечает политолог Михаил Виноградов, поначалу уклонение Путина от вакцинации было неожиданным. Потом такому поведению президента нашли целый ряд рациональных объяснений, мотивировав его нехваткой вакцины на всех желающих и нежеланием привлекать к вакцинированию новых людей.

Нынешнее решение президента Виноградов считает также неожиданным, «особенно на фоне духа COVID-диссидентства на мероприятии в «Лужниках» на прошлой неделе». Главной проблемой вакцины, по мнению эксперта, является ее нехватка на внутреннем рынке, а не сложности с ее продвижением на рынок ЕС, о которых 22 марта упомянул президент. «Темпы вакцинации у нас отличные в сравнении с Австралией, в сравнении с США и Израилем – провальные», – оценивает ситуацию Виноградов.

По мнению политолога Глеба Кузнецова, решение Путина вакцинироваться приведет к росту темпов прививок. Личный пример президента, отмечает Кузнецов, убедит многих «колеблющихся» пойти и сделать прививку, станет для них финальным аргументом «за».

Конечно, такое решение Путина, как и решение любого государственного деятеля, политически мотивировано, но в данном случае президента больше интересуют внутренние проблемы – темпы вакцинации в России снизились. После выхода страны из острой фазы пандемии россияне больше склонны откладывать вакцинацию на потом. По оценке эксперта, темпы вакцинации в России относительно соответствуют таковым в любой другой крупной стране, за исключением Великобритании.

«По относительным показателям мы обгоняем и Индию, и Китай, при этом идем в темпе крупных европейских стран», – поясняет Кузнецов. При этом стоит учитывать, что в России в отличие от, например, Израиля нет «дискриминации невакцинированных» и к прививке никто не принуждает. Поэтому сравнивать темпы вакцинации между государствами с разными подходами к ней было бы некорректно. «Мы идем в логике исполнения действующего законодательства, а не чрезвычайной ситуации», – подытожил эксперт.