Возвращение беглых бизнесменов застопорилось из-за позиции Генпрокуратуры

Бизнес-омбудсмен Борис Титов ищет способ возобновить этот процесс
Борис Титов ищет способ, как возобновить возвращение преследуемых по сомнительным делам бизнесменов в Россию/ Андрей Гордеев / Ведомости

Аппарат уполномоченного по защите предпринимателей объявил о заморозке проекта по возвращению в Россию бизнесменов. Об этом говорится в приложении к докладу бизнес-омбудсмена при президенте Бориса Титова, который он представил президенту Путину 12 июля. В документе (есть в распоряжении «Ведомостей») указано, что решение было принято из-за позиции Генпрокуратуры, которая не может «гарантировать», что прибывающие на родину бизнесмены не будут помещены под стражу. «Ведомости» направили запрос в Генпрокуратуру.

Так называемый лондонский список был создан в 2018 г. по итогам встречи Титова и российских бизнесменов, живущих в Англии. Среди участников той встречи были среди прочих экс-владелец «Евросети» Евгений Чичваркин, экс-управделами ЮКОС-ЭП Рамиль Бурганов, экс-совладелец холдинга «Марта» Георгий Трефилов. Титов предложил бизнесменам, которые опасаются возвращения на родину из-за угрозы ареста, приехать на условиях применения к ним меры пресечения, не связанной с лишением свободы. В ответ бизнесмены должны обещать сотрудничать со следствием. Владимир Путин поддержал инициативу Титова на встрече в 2018 г. и распорядился содействовать в ее реализации.

На Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей в мае 2021 г. Титов уже отмечал, что работа со списком со стороны силовых структур и прокуратуры так и не стала системной. Он пояснил, что все меньше случаев, когда в аппарате уверены в спокойном возвращении бизнесменов в Россию, и сам Титов не уверен, что они не будут арестованы. По его мнению, надо переходить от рассмотрения конкретных случаев к системной процедуре. В приложении к докладу президенту указано, что всего с 2018 г. по настоящий момент поступило 136 обращений, в работе находилось 10. Всего за три года существования списка вернулось лишь 12 человек, из них двум людям удалось добиться прекращения своих уголовных дел, а пяти бизнесменам – условного срока.

Несмотря на это, некоторые вернувшиеся столкнулись с проблемами в России. Бизнесмен Дмитрий Зотов, экс-глава лизинговой компании «Трансфин-М», был по прилете арестован и помещен по стражу – ему вменялась продажа железнодорожных вагонов по завышенным ценам, что было оценено как мошенничество. После его ареста Титов обратился к президенту Путину с просьбой помочь в решении вопроса – мера пересечения Зотову была изменена на подписку о невыезде. В июне 2021 г. Зотов был вновь задержан, но суд отказал следствию в его аресте. Еще один фигурант списка, вернувшийся в Россию бизнесмен – директор ООО «Торговый дом «Гриф» Андрей Каковкин, был приговорен в 2019 г. по делу о мошенничестве к реальному сроку – трем годам колонии. Впоследствии его приговор был заменен на условный. Ему вменяли мошенническое завладение средствами контрагента, хотя деньги были арестованы на его счете и возвращены затем обратно.

Общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере регулирования подакцизных товаров Виктор Звагельский пояснил «Ведомостям», что процесс по списку застопорился из-за формального отношения к вопросу со стороны нового руководства Генпрокуратуры. Согласно их позиции, нельзя заочно менять или избирать меру пресечения для фигурантов списка. В надзорном ведомстве, говорит омбудсмен, де-факто предлагают бизнесменам приехать и добровольно согласиться на краткосрочное пребывание в СИЗО, а после этого будет возможность заменить им меру пресечения. Он надеется на то, что компромисс по мере пресечения для бизнесменов будет найден.

Представитель бизнес-омбудсмена Титова в сфере экстрадиции, депортации, федерального и международного розыска Дмитрий Григориади выразил надежду, что проект по содействию в возвращении бизнесменов будет продолжен в новом формате, который сейчас обсуждается в аппарате бизнес-омбудсмена. Он добавил, что аппарат находится в поиске системного решения, чтобы более эффективно согласовывать позиции всех ведомств, участвующих в процессе (прокуратура, следствие и оперативные службы). Сам Титов в своем Facebook написал, что площадкой для поиска нового решения может стать Совет безопасности России.

Политолог Алексей Макаркин считает, что решение Титова принято на фоне усиления позиций силовиков, которые сейчас становятся более значимыми игроками в решении деловых вопросов. Макаркин напомнил, что «лондонский список» был придуман в то время, когда власти хотели налаживать взаимодействие с бизнесом, в том числе повышать его защищенность от силовиков. Теперь же, говорит политолог, правила игры изменились – силовики более автономны в принятии решений по уголовным делам против бизнеса, а гарантии эмигрировавшим от уголовных дел бизнесменам уже выглядят излишними.

Проживающий в Лондоне бизнесмен Алексей Шматко говорит, что Титов включил его первым в этот список, но он отказался от возвращения в Россию (в Пензе на него в 2010 г. было заведено дело о лжевозврате НДС, которое он считает сфабрикованным). По словам Шматко, изначальная идея составителей списка была правозащитного толка – «мы хотели оказать давление на следствие, повлиять на ситуацию в России, где фабрикуются уголовные дела против бизнеса и идет отъем собственности». По словам Шматко, почти сразу идея столкнулась с жестким сопротивлением российских силовиков, которые опасались, что вернувшиеся бизнесмены могут инициировать уголовное преследование фабрикаторов уголовных дел. Поэтому, говорит он, вернувшихся так мало. Сам Шматко получил в 2018 г. политическое убежище в Великобритании и возвращаться не намерен. По словам Шматко, концепция возвращения сбежавших бизнесменов в Россию после смены руководства Генпрокуратуры в 2020 г. потеряла актуальность, поскольку новое руководство надзорного ведомства ближе к руководству Следственного комитета.

Экс-директор «Трансфин-М» Зотов, который был включен в список, отмечает, что он вернулся в Россию и дважды арестовывался следственными органами, но в его отношении процесс, созданный Титовым, сработал, ведь в конце концов он оказался на свободе.