В Китае будет больше 600 000 заражений COVID-19 в день

Если жесткие меры против пандемии будут ослаблены до уровня США
AFP

Китай столкнется с «колоссальной вспышкой» коронавируса, если откажется от политики «нулевой терпимости» к выявляемым случаям инфекции, понизит уровень ограничений на въезд до тех, что действуют в Евросоюзе и США, а также в целом последует тактике этих государств в борьбе с пандемией.

Тогда, по подсчетам ученых Китайского центра по контролю и профилактике заболеваний, если бы в КНР внедрили британский подход к борьбе с распространением коронавируса (при вакцинации 61,5% населения, как в Великобритании, данные на начало прошлой недели), ежедневно регистрировалось бы 275 793 случая, 454 198 случаев в день – если бы она подражала Франции (при привитых, как в ней, 55,5% населения), и, наконец, 637 155, если она примет стратегию Соединенных Штатов по борьбе с пандемией (при 51,1% вакцинированных, как в этой стране).

Повторение израильского опыта, который среди западных стран считается одним из лучших, приведет КНР к 442 221 новому случаю ежедневно при вакцинации, как в Израиле, 62,9% населения. «Оценки показали реальную возможность колоссальной вспышки, которая почти наверняка вызовет непосильное бремя для медицинской системы», – говорится в докладе. В самой КНР число вакцинированных на конец прошлой недели составляло 55,4% всего населения (777 млн полностью привитых).

Для сравнения: по официальным китайским данным, за 27 ноября по всей стране с населением в 1,45 млрд человек зарегистрировано всего 23 новых случая, а с начала пандемии в январе 2020 г. – более 98 600 (в США – всего 48,2 млн случаев, более 85 400 выявлено 27 ноября). Такая динамика в Китае фиксируется на фоне жесточайших мер властей по сдерживанию инфекции.

Так, в Диснейленде Шанхая в начале ноября изолировали 34 000 человек из-за одного зафиксированного случая коронавируса. В ноябре 2021 г. власти КНР ввели требование семинедельного карантина для китайских моряков дальнего плавания и запретили проводить пересменку иностранных экипажей в своих портах, не выпуская их с борта стоящих в гаванях кораблей. 27 ноября китайский город Манчжурия на границе с Россией ввел жесткий карантин вплоть до приостановки работы всего транспорта в городе из-за «вспышки» в три случая COVID-19, а также ограничил ввоз ряда продуктов и товаров с российской стороны. До этого неоднократно закрывались и другие города после практически единичных случаев инфекции.

Еще с марта 2020 г. въезд в КНР запрещен большинству иностранцев, за исключением путешествующих по работе и гуманитарным соображениям. С марта 2021 г. последним разрешено въезжать в Китай через Гонконг в случае вакцинации китайскими препаратами, используя допандемийный пакет документов. Однако с 5 ноября Пекин временно приостановил въезд с территории России по действующим визам и видам на жительство по работе, для решения личных вопросов и воссоединения семьи. Исключение действует только для дипломатов, других представителей правительств, а также экипажей самолетов, кораблей и локомотивных бригад при наличии отрицательного ПЦР-теста и при обязательном 14-дневном карантине в КНР.

На фоне таких мер публикация доклада китайских эпидемиологов – попытка подготовить в первую очередь собственное, китайское население к весьма болезненной мысли, что и весь следующий год страна будет находиться под воздействием жестких карантинных мер, считает директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ китаист Василий Кашин.

С тем, что это исследование – сигнал «внутрь», согласен и Александр Габуев из Московского центра Карнеги. По его словам, Пекин внушает гражданам уверенность в правильности выбранного пути, отказываться от которого не намерен. Экономика КНР, по мнению Габуева, адаптировалась к режиму периодических ограничений, судя по темпам восстановительного роста. Проблемы могут начаться, отметил эксперт, если станет выходить из строя сложное оборудование, которое будет невозможно поддерживать или ремонтировать без помощи иностранных специалистов. Этого пока не происходит, однако Китай, вероятнее всего, в будущем сделает послабления на въезд как раз для таких категорий иностранцев наряду с дипломатами, оставив жесткий запрет для большинства.

Китай все еще находится в поиске баланса между борьбой с пандемией и максимально возможной открытостью санитарного режима для развития экономики, хотя, как в среднем и весь мир, отошел от желания максимально жестких мер времен «блокады» Уханя и первой весны эпидемии, считает заведующий кафедрой торговой политики ВШЭ Максим Медведков. Наблюдаемая сравнительная жесткость китайской модели борьбы с пандемией стимулируется в первую очередь гораздо большим запасом прочности, нежели в западных странах, – говорить об организованном сопротивлении ограничениям в КНР не приходится в отличие от Европы и США, где экономическим недовольством населения может воспользоваться политическая оппозиция, считает Медведков.