Ректоры вузов пожаловались на сбои в работе сервиса «Поступление в вузы онлайн»

Они указывают на ошибки в формировании списков на зачисление
Евгений Разумный / Ведомости

Государственный сервис «Поступление в вузы онлайн», который российские вузы использовали в ходе нынешней приемной кампании, работал со сбоями, проблемы приходилось решать «в ручном режиме». Об этом заявили ректоры МГТУ, МГИМО и ВШЭ на пресс-конференции, посвященной итогам приема абитуриентов на 2022/23 учебный год.

Сервис, разработанный Минобрнауки и Рособрнадзором, был запущен в июне 2020 г., тогда к нему было подключено 54 вуза. В 2022 г. сервис использовали уже более 800 государственных университетов и их филиалов. Исключение составил ряд творческих вузов.

По словам ректора МГИМО Анатолия Торкунова, прием документов, который шел через госсервис, «создавал [во время приемной кампании] проблемы»: «Перенос данных оттуда в нашу систему шел иногда с задержкой, что вызвало непонимание у абитуриентов и их родителей – они появлялись в списках [зачисленных] позже, чем мы рассчитывали».

Торкунов привел в пример случай, когда абитуриента, проходившего в вуз по баллам, сервис не включил в списки на зачисление на бюджет. Он заявил, что руководство университета приняло решение принять этого абитуриента в МГИМО, несмотря на «баг» системы, обучаться он будет за счет собственных средств вуза.

Что такое сервис «Поступление в вузы онлайн»

Сервис размещен на портале «Госуслуги» и позволяет абитуриенту из любого региона подать документы в любой вуз. Абитуриенты могут загружать в сервис не только диплом, но и сведения о победах на олимпиадах и другие достижения, а также видеть изменение своей позиции в конкурсных списках в режиме онлайн.

По его словам, к решению проблем в работе сервиса вузу пришлось подключить собственных IT-специалистов. Торкунов выразил надежду, что в следующем году таких проблем не возникнет: «Минобр и Минцифры это понимают, работают, чтобы довести эту систему к следующему году до высокой кондиции». Ректор отметил, что поддерживает внедрение сервиса, так как он расширяет возможности для абитуриентов по подаче документов в электронном виде и позволяет отслеживать ход конкурса в вузы в режиме реального времени.

Ректор МГТУ им. Баумана Михаил Гордин сообщил «Ведомостям» что некоторые студенты фигурировали в сервисе как принятые сразу в несколько вузов: «Но это были единичные случаи, сбои». По его словам, МГТУ был вынужден увеличить численность сотрудников, которые работали на приемной кампании, чтобы они решали вопросы в «ручном режиме» вместе с абитуриентами и их родителями. Гордин подчеркнул, что ответственность за абитуриентов несут университеты, а не сервис.

Абитуриенты ВШЭ не испытывали особых сложностей из-за сбоев сервиса, он сразу гарантировал поступление всем, кто проходил по баллам, сообщил ректор ВШЭ Никита Анисимов.

Сложности в работе сервиса ранее упоминали и другие ректоры. 10 августа о них говорили ректор московского Политеха Владимир Миклушевский и ректор Балтийского федерального университета им. Канта Александр Федоров, 29 августа – ректор ГИТИСа Григорий Заславский и ректор Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина Борис Любимов.

С критикой работы системы также выступали и представители СПбГУ: 15 августа на сайте вуза были размещены материалы ректорского совещания, в которых сообщалось, что «в ходе приема университет, как и все вузы страны, столкнулся со значительными сложностями при работе с суперсервисом». В сообщении СПбГУ указывалось на отсутствие важного функционала, который предусматривался постановлением правительства о работе сервиса во время приемной кампании 2022/23 учебного года.

В частности, не было автоматической верификации и предоставления сведений о победителях и призерах олимпиад школьников, не было автоматизированной проверки информации наличия документа об образовании в федеральном реестре, отсутствовали сведения об оценках, указанных в школьных аттестатах. Кроме того, поступающие не могли выставить в сервисе отметку о подаче в конкретный вуз оригинала документа об образовании.

Также из 36 дней приемной кампании 32 дня не было взаимодействия между сервисом и системой СПбГУ «Прием». В итоге «работникам СПбГУ пришлось вручную перепроверять десятки тысяч заявлений, поступивших посредством суперсервиса», отмечает вуз.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга заявил «Ведомостям», что «суперсервис – идея хорошая, он удобен для абитуриентов, но требует серьезной IT-доработки». Он пояснил, что в Минобрнауки была создана рабочая группа по совершенствованию работы сервиса. Ее возглавил ректор Финансового университета Станислав Прокофьев, также в нее вошли 16 представителей разных вузов.

Представитель самого Минобра отметил, что в целом приемная кампания прошла «в штатном режиме». На ее протяжении «функционировал единый контактный центр на базе горячей линии» Минцифры, сотрудники которого консультировали абитуриентов по вопросам, связанным с подачей документов через сервис.

По словам представителя Минцфиры, индивидуальные требования вузов вызывали определенные сложности для подачи заявлений через сервис. Для учета обратной связи по результатам кампании 2022 г. создана рабочая группа под руководством Минобрнауки, куда вошли ведущие вузы, сказал он: «Рабочая группа уже приступила к проектированию клиентского пути абитуриента с учетом особенностей приема по творческим, спортивным, сельскохозяйственному и другим направлениям».