Дети стали получать меньше удовольствия от школы

Такие данные показали результаты опроса исследовательской компании Ipsos
В 2022 г. 43% детей из 1–4-х классов сообщили, что они ходят в школу с удовольствием. Но исследователи отметили, что в 2021 г. этот показатель у младшеклассников был выше/ Максим Стулов / Ведомости

По сравнению с предыдущим учебным годом ученики 1–4-х классов стали меньше получать радости от школы и меньше стараться в учебе. Такие данные получила международная исследовательская компания Ipsos, опросив в марте – апреле 2022 г. 1217 школьников из российских городов-миллионников.

В 2022 г. 43% детей из 1–4-х классов сообщили, что они ходят в школу с удовольствием. Но исследователи отметили, что в 2021 г. этот показатель у младшеклассников был выше – 47%. Среди детей 5–9-х классов только 26% сказали, что им нравится ходить в школу (в прошлом году на этот вопрос положительно ответили 25% детей).

69% опрошенных ответили, что стараются учиться хорошо: 76% девочек и 63% мальчиков. Младшеклассники более прилежны в учебе (77%), чем ученики 5–9-х классов (64%). Сравнение с результатами опросов прошлых лет показывает, что младшеклассники все же стали меньше стараться – в 2021 г. этот показатель составлял 80%. У учеников 5–6-х классов отмечен небольшой прирост на 1 п. п.

Исследователи отмечают, что, по всей видимости, детей больше привлекает в школе общение с друзьями. Об этом заявили 66% опрошенных, причем значительных различий между учащимися младших и средних классов, а также девочками и мальчиками нет. За год доля детей, которые ходят в школу ради друзей, значимо увеличилась – на 3 п. п., указывают авторы опроса.

Младшеклассники обычно ждут школу с нетерпением, говорит научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. По его словам, у них ведущий вид деятельности – учебная и если строить процесс так, чтобы дети сами искали решение задач, то они с большим удовольствием будут заниматься их решением.

В средних классах, говорит эксперт, учебный процесс меняется, усиливается «авторитарный вид деятельности»: детям уже приходится заучивать знания, результаты обучения с них спрашиваются по-другому и школьники попадают в рутинное пространство и начинают этому сопротивляться. «Учителя думают, что бунт идет против них, но на самом деле ученики протестуют против ситуации рутины, в которой они оказываются, – говорит Адамский. – Есть часть детей, примерно четверть, для которых это более-менее терпимо, вот они и становятся отличниками».

Интерес детей к школе во многом зависит именно от «обратной связи», которую выстраивает учитель, считает руководитель программы «Инклюзивная капсула» благотворительной организации «Журавлик» Ирина Пудовинникова: «Если в начальной школе с детьми один учитель, к которому они привыкли, то в средней школе детям приходится переходить из класса в класс в течение дня».

Она отметила, что с разными педагогами складываются разные отношения, а личность учителя очень влияет на желание ребенка учиться. Так что в средней школе у ребенка больше шансов, что учитель не понравится, не поймет ребенка, говорит Пудовинникова. Она также отметила, что детям сложно возвращаться в классы после локдауна и это сказалось на отношении к учебе.

В подготовке статьи участвовала Валерия Мишина