Страховые медорганизации проверили, как оказывается помощь в рамках ОМС

Они выявили почти 2 млн нарушений за первую половину 2022 года
Максим Блинов / РИА Новости

Более 1,9 млн нарушений при оказании медпомощи в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) за первые шесть месяцев 2022 г. выявили страховые медорганизации. Это следует из отчета Всероссийского союза страховщиков (ВСС), с которым ознакомились «Ведомости».

Всего за полгода страховые медицинские организации провели 15,9 млн экспертиз, в 12% случаев помощь была оказана с нарушениями. Из них наиболее частым (51,3%) нарушением оказалось несоблюдение порядка, стандартов и клинических рекомендаций при оказании медпомощи.

Это «напрямую влияет на качество терапии и диагностики», отмечают авторы отчета. Еще 48,3% нарушений касались превышения сроков ожидания лечения. На 0,4% приходятся факты преждевременного прекращения лечебных мероприятий (2560 случаев), непрофильной госпитализации (880), неправомерного взимания денежных средств лечебными учреждениями с пациентов (875) и отказов в оказании медпомощи (401).

90%

от обращений в страховые за первые полгода 2022 г. касались оказания амбулаторной медпомощи, около 9% – лечения в стационаре, более 1% – оказания скорой помощи

За первое полугодие в организации поступило более 660 000 жалоб от застрахованных, касающихся качества и доступности медпомощи по ОМС, – это на 14% превышает аналогичный показатель прошлого года. При этом количество обращений по вопросам оказания медицинской помощи при COVID-19 (в июне таких обращений было 4874) снизилось примерно на 80% по сравнению с данными прошлого года.

В отчете ВСС отдельно выделено направление по онкологической помощи «ввиду высокой социальной значимости данной группы заболеваний». Всего с января по июнь пациенты направили в страховые медорганизации около 13 000 обращений, связанных с качеством и доступностью онкопомощи. «Почти 80% жалоб касались амбулаторного лечения онкологических больных», – сообщили в ВСС. Более 20% жалоб по онкологической помощи касались стационарного лечения, около 1% – скорой помощи.

Представитель пресс-службы ФОМС сообщил «Ведомостям», что «в первую половину 2022 г. система здравоохранения испытала на себе беспрецедентные нагрузки в связи с ковидом: одномоментно под наблюдением врачей находились более 2 млн пациентов с COVID-19». При этом за год в среднем только в первичном звене здравоохранения происходит более 1 млрд обращений за оказанием медпомощи, рассказал собеседник: «Экспертные проверки и их итоги позволяют повысить качество оказываемой по ОМС медпомощи и ее доступность, а выявленные в результате этой работы недочеты и нарушения становятся поводом для совершенствования как лечебного процесса, так и организации помощи».

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов сказал, что «основные проблемы связаны с первичным звеном» здравоохранения: «Их причины – кадровый дефицит, сложности управления и ведения электронного документооборота. То, что выявлены факты преждевременного прекращения лечебных мероприятий, свидетельствует о недолеченности пациентов, а это одна из самых больших проблем здравоохранения в целом».

Член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре юрист Алексей Старченко полагает, что данные ВСС соответствуют реальности. Он отметил, что число выявляемых нарушений «уменьшается, потому что клинические рекомендации совершенствуются». «Но есть и другая тенденция, достаточно негативная, – отметил он. – Постепенно клинические рекомендации становятся не борьбой за чистоту идеалов, а инструментом снижения финансовых санкций в отношении медучреждений».