«Единая Россия» хочет сохранить рабочие места на случай демобилизации
В трудовом законодательстве обнаружили некоторые пробелы«Единая Россия» вместе с кабмином разработала законопроект о сохранении за участниками спецоперации рабочих мест, заявил первый зампредседателя комитета Госдумы по обороне Андрей Красов. Призыв на военную службу является основанием для прекращения трудового договора (ст. 83 ТК РФ). Соответственно, после объявления частичной мобилизации около 300 000 человек могут потерять работу – во всяком случае, именно столько человек, по словам министра обороны Сергея Шойгу, подлежат призыву из запаса.
«Все цели и задачи военной спецоперации (СВО) будут выполнены, – заявил Красов. – Естественно, будет демобилизация, и у некоторых граждан есть опасения, что они не смогут вернуться на свое рабочее место. «Единая Россия» прорабатывает совместно с правительством инициативу, чтобы снять эти опасения». Он также сказал, что, согласно документу, уже направленному в правительство для получения отзыва, граждане, подпавшие под мобилизацию и проходящие службу по контракту, гарантированно получат все положенные социальные выплаты.
Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко отметила, что случаев частичной мобилизации в новейшей истории России не было, «поэтому в трудовом законодательстве нет норм, которые определяют, как именно будут защищены права работников». Зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев («Единая Россия») также подтвердил, что «в случае мобилизации по действующему законодательству не сохраняется рабочее место».
Как следует из анализа «Ведомостей», единственное, что сейчас положено призывникам, – выходное пособие при увольнении (ст. 178 ТК РФ). ТК гарантирует выплату в размере двухнедельного среднего заработка плюс компенсация за неиспользованный отпуск. Законодательство не содержит каких-либо гарантий трудоустройства для демобилизованных работников после окончания службы.
Исключение сделано для граждан, которые до призыва на военную службу работали в госорганизациях: они в течение трех месяцев после увольнения с военной службы имеют право поступить на работу в те же организации на должность, не ниже занимаемой до призыва. Но если рабочих мест в организации не окажется, создавать их для своих бывших работников, уволенных с военной службы, работодатели не обязаны, следует из определения Конституционного суда РФ от 4 июля 2002 г.: он указал, что в такой ситуации трудоустройство должны осуществлять органы занятости.
«Многие граждане задают вопросы, сохранится ли трудовой стаж, сохраняются ли гарантии того, что гражданин может вернуться на ту же должность и на то же рабочее место, – отмечает Святенко. – Важно это закрепить на законодательном уровне, чтобы каждый участник специальной военной операции понимал, что его не оставят без внимания: будут даны государством трудовые гарантии, а именно возврат на прежнее место работы и оплата труда». Она подтвердила, что правительство и профильные министерства работают над этими пробелами трудового законодательства.
Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) заявил «Ведомостям», что вопрос социальных гарантий и защиты трудовых прав – «один из самых сейчас обсуждаемых вопросов среди граждан» и комитеты Госдумы также участвуют в правках законодательства. «Очевидно, что гарантии должны быть, – отметил он. – Те, кто подпадает под призыв, становятся военнослужащими, соответственно, в ряд специальных законов необходимо гарантию о сохранении рабочего места прописать». По его словам, также «остро стоит вопрос про оплату кредитов». «Мы в ЛДПР предлагаем как минимум кредитные каникулы (с этой идеей также выступили в «Справедливой России» и «Единой России». – «Ведомости»)», – рассказал Нилов. Он также отметил, что по возвращении с военной службы людям потребуется психологическая реабилитация, и пообещал, что и такие поправки также будут предложены.
«Ведомости» направили запрос в Минтруд.