Пожилые добровольцы менее активны, чем молодые

Высшая школа экономики исследовала «серебряное» волонтерство
Примерно каждый четвертый опрошенный (27%) в возрасте от 60 лет и старше принимает участие в деятельности НКО или общественных, гражданских инициатив/ Андрей Гордеев / Ведомости

В России 17% пожилых людей (в возрасте старше 60 лет) участвовали в волонтерской деятельности в 2022 г., следует из опроса Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ, с которым ознакомились «Ведомости». Авторы исследования обращают внимание, что это «немного меньше», чем общие данные по России, – они составляют 26%. Выборка опроса составила 2000 человек.

Благотворительные пожертвования делают 53% россиян старшего возраста, что также «ненамного реже остальных» – всего по России эта доля составляет 57%. Но пожилые «гораздо реже вовлекаются в институализированные практики добровольчества», отмечают авторы исследования: 69% респондентов старше 60 лет организовали свой добровольческий труд самостоятельно. В среднем для всех респондентов эта доля составляет 55%, а для молодежи до 24 лет – 46%.

Только 5% пожилых волонтеров (15% среди молодежи) участвовали в волонтерской деятельности при посредничестве некоммерческих организаций (НКО). При этом и желание быть волонтерами в НКО пожилые люди выражают реже, чем молодые опрошенные: только каждый третий (34%) из них назвал хотя бы один вид организации, в которой готов стать волонтером. Среди молодежи до 24 лет эта доля составляет 61%, в среднем по всем участникам опроса – 46%.

Тем не менее примерно каждый четвертый опрошенный (27%) в возрасте от 60 лет и старше принимает участие в деятельности НКО или общественных, гражданских инициатив. Чаще остальных люди старшего возраста вовлекаются в работу садовых и дачных товариществ: в 10% случаев, тогда как, например, среди молодежи 18–24 лет – 2%.

«Вовлечение людей старшего возраста в различные практики гражданского общества способствует их социальной активности, включенности в жизнь местных сообществ, ощущению причастности к развитию как на локальном уровне, так и всей страны», – заявила «Ведомостям» глава центра Ирина Мерсиянова. Она отметила, что и последствия участия в добровольческой деятельности для пожилых волонтеров положительны: улучшается их психологическое здоровье, растут возможности удовлетворения их социальных потребностей. Она отметила, что и государственная политика в отношении «серебряного» волонтерства «изменилась в лучшую сторону за последние годы». Мерсиянова напомнила, что серебряные волонтеры работали во время проведения зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г., на чемпионате мира по футболу в 2018 г. и участвовали в других крупных событиях. «Если говорить о местном уровне, то волонтеры старшего возраста помогают на городских акциях, соревнованиях, выставках и праздниках, участвуют в ликвидации последствий стихийных бедствий, в поиске пропавших людей», – рассказала она.

Руководитель одной из НКО, которая работает с серебряными волонтерами, рассказал «Ведомостям», что особенной популярностью у пожилых людей пользуется так называемое событийное волонтерство – помощь в организации мероприятий, например выставок и фестивалей, однако во время пандемии и ограничений для пожилых людей такая возможность практически сошла на нет, хотя сейчас активно восстанавливается. При этом в период пандемии волонтеры этой организации встречались онлайн, общаясь в клубах по интересам, а также активно осваивали соцсети.

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова полагает, что цифры опроса «говорят, скорее, об активной позиции» пожилых людей, о стремительном развитии серебряного волонтерства, для которых эта деятельность менее привычна, чем для молодых: «15 лет назад еще никто и не знал толком, что такое благотворительность, а для молодых людей это знакомое и понятное». Кроме того, отметила она, люди старшего возраста не обладают всеми возможностями для активного волонтерства: у них есть возрастные ограничения, выносливость и здоровье не те, что у молодежи, у них больше стереотипов, поэтому то, что в ряде пунктов опроса показатели общей, пожилой и молодой аудитории отличались несущественно, говорит о позитивном тренде.