Совет при президенте раскритиковал принцип усыновления «не более одного ребенка в год» для приемных семей

Соответствующий законопроект внесло в Госдуму Минпросвещения
Максим Григорьев / ТАСС

Возможность семье, где уже воспитывается усыновленный или подопечный ребенок, повторно усыновлять или брать под опеку детей-сирот только через год после предыдущего усыновления, которая прописана во внесенном Минпросвещения в ноябре законопроекте, ограничивает права граждан и право ребенка жить и воспитываться в семье. К такому мнению пришел Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при президенте, который отказался поддержать законопроект.

С отзывом ознакомились «Ведомости».

Законопроект об усыновлении в первоначальной редакции уже рассматривался и концептуально был поддержан, но замечание совета касательно пункта об одном ребенке в одни руки не было устранено, отметил в решении председатель совета, глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Павел Крашенинников.

В пояснительной записке к законопроекту, пишут члены совета, это ограничение объясняют особенностями адаптации ребенка в первый год его проживания в семье и необходимостью защиты прав и интересов самих детей, а также для снижения риска возврата детей в учреждения опеки. Совету такое обоснование не кажется «глубоким и достаточным». «Неясно, каким образом подобное ограничение связано с адаптационным периодом первого года жизни ребенка в семье. В результате реализации положений проекта ребенок, принятый на воспитание первым, по истечении года и при принятии в семью второго ребенка вновь должен проходить адаптационный период, связанный с появлением нового члена семьи и новым «перераспределением ролей», – говорится в документе.

По мнению Крашенинникова, при одновременном принятии двух детей этот период они пройдут и закончат вместе.

С точки зрения совета такие законодательные ограничения оправданны, если отменяется значительная часть решений об одновременной передаче в семью двух и более детей-неродственников, а такое ограничение прав – единственный способ прекратить такую практику. В противном случае введение такого запрета – «усыновление семьей не более одного ребенка в год» – приведет только к ограничению права ребенка на устройство в семью, следует из текста. «Подобный законопроект должен быть хорошо продуман и подготовлен, однако в текущей редакции проект не может быть поддержан советом, – приводит совет слова Крашенинникова.

На момент публикации в пресс-службе Минпросвещения не ответили на запрос «Ведомостей».

Законопроект был внесен правительством в Госдуму в начале ноября. Он предусматривает следующие исключения из принципа «один ребенок в одни руки»: случаи усыновления или передачи под опеку отчиму или мачехе, а также усыновления или передачи под опеку братьев и сестер или детей, которые до этого воспитывались в одной семье, и детей, которые находились вместе в одной организации или не меньше года воспитывались в одной группе. Помимо этого законопроект предполагает социально-психологическое обследование потенциальных родителей, а также самих детей-сирот, обязанность для близких родственников сирот проходить подготовку перед усыновлением, требование об отсутствии судимости и уголовного преследования для тех, кто живет совместно с потенциальными родителями, требования к состоянию жилья усыновителей и т. д.

Первоначальная версия документа, вносящая изменения в процедуры усыновления, появилась еще в начале 2019 г., его разработкой занималась рабочая группа при Минпросвещения. В той версии также содержался запрет на усыновление более одного ребенка в год с аналогичными исключениями. Этот запрет был раскритикован тогдашним уполномоченным при президенте по правам ребенка Анной Кузнецовой. «Большое количество семей, имея собственных детей, берут на воспитание и несколько приемных [детей], и такие семьи необходимо поддерживать, а не создавать условия для того, чтобы детские сиротские учреждения пополнялись новыми детьми», – говорила омбудсмен.

Сами по себе предложенные изменения не только нарушают базовое право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, но и дискриминируют приемных родителей в сравнении с родителями, которые становятся таковыми естественным путем, считает партнер юридической фирмы BGP Litigation Виктория Дергунова. Подобных ограничений – например, не иметь детей, не усыновлять их или не принимать в семью в течение года – не предусмотрено для родителей, которые отказались от ребенка после его рождения. «В пояснительной записке к законопроекту не содержится данных каких-либо исследований, говорящих о том, что именно некачественная подготовка приемных родителей служит основной причиной возврата детей, как и вывода о том, что временные ограничения способны повлиять на развитие их навыков по адаптации новых детей», – поясняет Дергунова.

Ограничение на одновременное усыновление двух и более детей-неродственников должно вводиться, когда есть данные, однозначно свидетельствующие о негативных последствиях такого усыновления, говорит партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай. По ее словам, процесс усыновления нескольких детей непрост и может нести риск нарушения их прав, но риски должны нивелироваться не запретом, а мерами, направленными на всестороннюю подготовку усыновителей и превентивными мерами контроля за адаптацией ребенка в семье.

Совет по кодификации действует с 1999 г., это консультативный орган при президенте. Он обеспечивает взаимодействие между федеральными и региональными органами госвласти, общественными организациями и научными учреждениями при рассмотрении вопросов, связанных с изменением гражданского законодательства. Экспертные заключения совета направляются президенту, Федеральному собранию, в высшие судебные инстанции. Собеседник, близкий к совету, говорит, что если совет не поддерживает законопроект, то обычно он отправляется на доработку.