Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность

Руководителей организаций, отвечающих всем требованиям, будут «поощрять нематериально»
РИА Новости

Для того чтобы мотивировать государственные и частные школы выполнять обязательные требования, Рособрнадзор предлагает «нематериально поощрять» добросовестные образовательные организации. Ведомство также представило «критерии добросовестности», следует из подготовленного им документа. Изменения предлагается внести в положение о государственном контроле в сфере образования.

К уже существующим видам профилактических мероприятий ведомства, таким как консультирование, объявление предостережения, профилактический визит, документом предлагается добавить «меры стимулирования добросовестности». Это предлагается сделать для соблюдения участниками образовательного рынка обязательных положений вроде требований, прописанных во ФГОС, требований по обеспечению доступности для инвалидов и др., чтобы «снизить риск нарушения прав человека на получение качественного образования».

Отдельно в проекте отмечается, что такая оценка добросовестности добровольна – проводится по заявлению самой образовательной организации, если она функционирует не менее трех лет и может предоставить подтверждение соответствия критериям добросовестности. Рособрнадзор предлагает и сами эти критерии, например: отсутствие нарушений, которые были выявлены по итогам надзорных мероприятий, отсутствие производств по делам об административных правонарушениях, участие в проведении аккредитационного мониторинга и т. д. Оценка по ним проводится за три предшествующих года.

Ведомство также предложило нематериальные поощрения, если школа будет соответствовать вышеназванным критериям. В числе поощрений: выдвижение представителя школы или другой образовательной организации в общественные органы при надзорном органе в сфере образования, т. е. в местные министерства просвещения, департаменты образования и др., и присуждение репутационного статуса, срок действия которого три года. Репутационный статус может быть аннулирован, если обнаружится, что школа не соответствует критериям добросовестности.

Представитель Рособрнадзора «Ведомостям» пояснил, что эту практику предлагается распространить на все образовательные организации, т. е. на государственные, частные школы, учреждения дошкольного образования и т. д. Собеседник также заверил, что «при оценке добросовестности» предусмотрены только меры поощрения, а не меры наказания.

Найдутся школы, которые захотят обладать этим «добросовестным» статусом, считает директор московской школы № 548 Ефим Рачевский, тем более если оценка происходит в инициативном порядке.

«В конечном счете стремление выполнить требования любой надзорной организации в итоге только улучшает пребывание детей в школе, это касается, например, требований Роспотребнадзора», – считает он. Любое вмешательство инстанций в работу школы осложняет осуществление образовательно-воспитательного процесса и единственное желание педагогических коллективов к вышестоящим инстанциям заключается в том, чтобы разных проверок было меньше, говорит учитель истории московской гимназии № 1543 Леонид Кацва. «Если школа нуждается во внешнем подтверждении добросовестности, это странно», – сказал он.

Выдвижение представителей образовательных организаций в общественные советы при министерствах просвещения, департаментах образования и т. д. может создать конфликт интересов, если эти представители будут выступать за интересы своих школ или организаций, а не за интересы общества в целом, считает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. «Поэтому важно обеспечить независимость и объективность работы этих органов, чтобы они могли действовать в интересах общества», – сказал он.

Критерии добросовестности размыты, а меры поощрения остаются на усмотрение должностных лиц, все это создает условия для коррупционных правонарушений, считает юрист публичного права Key Consulting Group Владислав Радов. «Включение представителей «хороших» подконтрольных в специальные органы в сфере образования существенным образом не поможет им в развитии», – резюмировал эксперт.