Более 50% родителей не согласны с запретом на использование телефонов в школах

А большинство опрошенных учителей не готовы отбирать гаджеты у учеников
Максим Стулов / Ведомости

54% опрошенных родителей не согласны с запретом на использование телефонов в школах даже в образовательных целях. Это следует из результатов совместного опроса компании Maximum Education и образовательной вертикали «Самолетум» (входит в ГК «Самолет») среди 1265 учителей, а также 2493 школьников и их родителей.

72% опрошенных учителей закон поддержали. Среди плюсов педагоги отметили, что без телефонов дети будут внимательнее на уроках – так ответили 78% респондентов. Также, по их мнению, школьники будут меньше списывать и пользоваться нечестными способами решения заданий – 68%. При этом 74% учителей признают, что телефон часто бывает нужен школьникам для учебы. Кроме того, педагоги отметили, что заинтересованного ученика не сможет отвлечь телефон – этот вариант ответа выбрали 36%, а также что родители должны иметь возможность связаться с ребенком, когда захотят, – 34%.

Среди детей инициатива депутатов Госдумы непопулярна – 83% с ней не согласны.

6 декабря Госдума приняла закон, запрещающий телефоны в школах. Исключение – «экстренные случаи», т. е. при угрозе жизни и здоровью. Депутаты не стали прописывать процедуру, кто и как будет изымать телефоны и где они будут храниться во время уроков, предоставив это администрациям школ.

54% родителей полагают уместным, что учитель будет забирать на уроке у ребенка мобильный телефон, если посчитает нужным. Дети такое мнение не разделяют: 66% считают, что учителя это делать не должны. Сами учителя считают недопустимым для педагогов самостоятельно забирать телефоны у учеников во время уроков – больше половины респондентов (54%) ответили именно так. Столько же ответили, что инициатива должна быть реализована путем установки в классах шкафчиков для телефонов, в которые гаджеты будут складывать на время урока, а 21% выступили за то, чтобы телефоны сдавались при входе в школу.

Научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании ВШЭ Виктор Болотов считает, что закон невыполним. «Если ребенок не сдал телефон перед началом урока, то какие действия учителя в этой ситуации? Отобрать телефон учитель не сможет. Строгость закона компенсируется невозможностью его выполнить», – добавил он. Оптимальным вариантом может стать общественный договор между учителями, родителями и детьми о правилах использования гаджетов в школе.

Последние годы зафиксировать, придать огласке и добиться справедливости в случаях буллинга или нарушения прав как детей со стороны учителей, так и наоборот помогали только мобильные телефоны, указала юрист и правозащитница Алена Попова (признана иностранным агентом). «Депутаты говорят, что сохранятся школьные камеры. Только они или не везде есть, или находятся на контроле у школы. Дети – чувствительная аудитория, им проще показать видео маме и папе. Если родители пойдут в школу, будут требовать видео с камер, это может усугубить их положение в коллективе при травле», – говорит она.

В некоторых школах есть запрет на пользование телефонами, но параллельно учителя используют различные онлайн-платформы, электронные учебники, детям также предлагается ими пользоваться и получается противоречие, отмечает детский психолог, специалист сервиса Alter Александра Бугаева. Для детей и подростков телефон – это не просто средство связи, это среда общения с друзьями, способ реализовывать свои интересы и увлечения, там сосредоточена вся жизнь. «Когда теряется доступ к телефону, переживают даже взрослые люди»,  – говорит психолог.