Школьные учителя назвали самые сложные разделы русского языка

Трудности с орфографией характерны и для школьников, и для взрослых людей
Андрей Гордеев / Ведомости

Орфография, по мнению 40% опрошенных учителей, – самый сложный раздел для изучения в школе. Об этом говорится в исследовании благотворительного фонда «Эмпатия». Опрос проводился среди 518 педагогов русского языка из разных регионов России. Пунктуация идет лишь на втором месте, ее указали 24% педагогов, 23% – культуру речи и стилистику. Реже дети испытывают проблемы с постановкой ударений: орфоэпию самым трудным разделом назвали только 13% учителей.

Абсолютное большинство опрошенных – 64% – назвали самой сложной темой для школьников правописание н и нн. Также дети часто ошибаются в безударных личных окончаниях глаголов, как, например, в словах «будете» и «скажете», замечают 53% учителей. Каждый второй учитель (52%) отметил, что детям тяжело освоить тему «не» с разными частями речи, и почти каждый третий (28%) наблюдает у своих учеников трудности с частицей «ни».

Ключевая проблема в современном русском языке – это обеднение лексикона. Об этом рассказали 44% опрошенных педагогов. Педагоги отметили, что «бедный» словарный запас характеризует речь не только школьников, но и взрослых. Языковое упрощение, которое многие филологи называют естественным процессом, беспокоит 15% учителей. На использование заимствований без необходимости, как, например, в словах «экспириенс», «воркаут» и «митап», указали 14% опрошенных.

Еще 12% учителей считают, что наиболее остро сегодня стоит проблема нормализации нецензурной лексики, а 10% волнует проникновение жаргона в медиа и разговорную речь.  

Чаще всего ребенок не может правильно написать слово, потому что не встречал его раньше или не запомнил, говорят 39% опрошенных учителей. Другая сложность в изучении русского – отсутствие мотивации. 27% педагогов замечают, что дети не видят ценности в знании правил и тонкостей родной речи, думая, что их и так поймут. Еще 18% респондентов уверены, что на учеников влияет конфликт между официальными нормами и речью, которую дети слышат дома и в окружении. 

Тянутся к детям и сами учителя, иногда перенимая у них сленговые выражения. В частности, они указали, что узнали от детей слова «вайб», «дедлайн», «краш», «кринж», «респект» и «спойлер». Среди глаголов выделили «загуглить», «спамить», «чилить», «хайпить», а также переняли популярные эпитеты «душный», «токсичный» [о человеке], «рандомный» и «лайтовый». Некоторые учителя стали использовать мемы вроде «жаль, конечно, этого добряка» и «л – логика».

В итоговом вопросе о советах для сохранения красоты русского языка учителя рекомендовали слушать аудиокниги и читать классику – Александра Пушкина, Льва Толстого, Федора Достоевского и Антона Чехова. Также они назвали ограничения: не сокращать слова и не использовать заимствования, не опускаться до жаргона, не разрешать себе небрежно обращаться с языком, даже в угоду пониманию и снисхождению.

6 июня премьер-министр Михаил Мишустин назвал сохранение и развитие русского языка государственной задачей. Он отметил, что для сохранения русского языка ведется работа по созданию словарей и справочников, совершенствуется законодательство, а с 1 сентября во всех школах страны стартует единая федеральная программа русского языка и литературы.

Научный руководитель портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов пояснил «Ведомостям», что правила написания н и нн, а также написание «не» с разными частями речи – это одни из самых трудных участков системы русского письма. Поэтому трудности в правописании по этим правилам вполне предсказуемы, отметил он. «Меня расстроили советы учителей. Почему речь снова о русской классике, почему не посоветовать детям читать и современную российскую литературу, которая представлена многими достойными именами и которая рассказывает о нас нынешних, а не о людях, живших 200 лет назад», – указал он.

Орфография – это очень трудный раздел школьного курса лингвистики и причины ошибок во многом связаны с бедностью словарного запаса человека, отмечает заведующий кафедрой словесности школы «Новый взгляд» Вадим Хардин. Самые частотные ошибки связаны с правописанием безударных личных окончаний глаголов и суффиксов причастий и деепричастий – как и в прошлом году, по итогам ЕГЭ-2023, пояснил он. «На втором месте по частотности ошибок правописание безударных гласных в корне слова. Тут и проверяемые гласные, и чередующиеся, и непроверяемые, а также правописание приставок на з и с и пре-при», – заключил Хардин.