В Госдуме связали уроки семьеведения с репродуктивным здоровьем школьников

Депутаты и эксперты обсудили половое воспитание в контексте традиционных ценностей
Заседание рабочей группы Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства по разработке предложений о внедрении в школьную программу уроков семьеведения
Заседание рабочей группы Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства по разработке предложений о внедрении в школьную программу уроков семьеведения / Пресс-служба Госдумы

Семьеведение появится в российских школах в виде внеурочной программы и дополнительного образования, заявила член думского комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Ларионова на заседании рабочей группы. Ранее Минпросвещения планировало включить модуль «Семьеведение» в курс обществознания, рассказывала в январе «Ведомостям» первый зампред думского комитета по просвещению справоросс Яна Лантратова. В модуле предполагалось раскрыть вопросы, связанные с моральными, правовыми аспектами семьи как важнейшего социального института российского общества и акцентировать внимание на вопросах семейных ценностей, поддержки многодетных семей, нравственного климата в российских семьях.

Директор департамента медицинской помощи детям, службы родовспоможения и общественного здоровья Минздрава Елена Шешко напомнила, что цель государства – это народосбережение и повышение рождаемости. Семьеведение, по ее словам, должно быть направлено на формирование здорового общества, «нетерпимости к бездетности» и популяризацию многодетных семей. Шешко отметила, что сейчас есть 88 центров охраны репродуктивного здоровья подростков.

«У нас также организовано 1022 кабинета для подростков, связанных с репродуктивным здоровьем. Работа, которая строится с нашим подрастающим поколением, направлена на раннее выявление заболеваний посредством профилактических медосмотров», – пояснила она, добавив, что охват таких осмотров сейчас достигает 95% школьников 15–17 лет. Шешко добавила, что в этой возрастной группе осмотры проводятся «прицельно» для последующего формирования их «осознанного и своевременного» родительства.

Она напомнила, что в 1990-е гг. в России был «высочайший» уровень абортов, в том числе среди подростков. Тогда было принято решение о широкой кампании в школах по половому воспитанию, к которой были привлечены врачи. Шешко предложила вернуться к этой практике, но разработать короткие программы для педагогов по половому воспитанию. В ответ на это Ларионова добавила, что в 1990-х гг. медики пришли в школу с темой про средства контрацепции и, «конечно, поддержать это родительская общественность не смогла». «Я сама мама, бабушка, и тоже, несмотря на то что понимала – это важно и нужно, но вот этот клич «дай презерватив, чтобы избежать беременности» – он был излишним», – подчеркнула она.

Член думского комитета по охране здоровья Вероника Власова заявила, что девушки-подростки в 40–50% случаев начинают половую жизнь в 15,5 года. По ее словам, сейчас «идет борьба» за каждую беременность. «Как работать в этом направлении с подростками – это сегодня является нашей с вами проблемой. Как сделать, чтобы не скрывать проблему, но и не выпячивать ее – не приходить [в школу] с презервативами и контрацептивами», – указала Власова. Она отметила, что сейчас девушкам моложе 18 лет советуют сохранять беременность, потому что «быть молодыми родителями – это здорово».

Ответственное отношение к своему здоровью – это еще и часть патриотического воспитания, заявила главный внештатный детский специалист по профилактической медицине Минздрава Лейла Намазова-Баранова. Дети, по ее словам, сейчас более развиты с точки зрения физиологических функций, но более инфантильны. «У них совершенно отсутствует понимание, что медицинский аборт – это тоже аборт. Они думают, что таблеточки, которые они пьют, – это простое решение их проблемы, не понимая, что это такой же вред здоровью, может даже и больший, чем обычный аборт», – уверяет она. Намазова-Баранова считает, что родительское сообщество должно быть готово принять раннюю беременность девочки, если она согласна ее сохранить.

Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович отметила в разговоре с «Ведомостями», что половое воспитание полезно для школы, но семьеведение – это уже более широкий термин. Он связан с умением решать конфликты в семье, планировать бюджет, беременность, а также с пониманием, какие ценности есть в семье и как воспитание влияет на дальнейшую судьбу ребенка. «Я думаю, что предмет [«половое воспитание»] не направлен исключительно на аборты, а на правильное сексуальное поведение, гендерное понимание. Незнание рождает такие перекосы и негативные последствия. Мальчики и девочки должны знать, что такое репродуктивное здоровье, как оно складывается, ради чего нужно беречь свое здоровье с самых ранних лет», – добавила она.

Президент фонда «Юристы помогают детям» Виктория Дергунова отметила, что занятия по семьеведению могут быть хорошей практикой для формирования ответственного отношения к семье. Не у всех детей перед глазами есть пример того, что считается традиционной семьей со здоровым климатом, гармоничными отношениями между родителями, построенными на доверии, уважении, любви. «Каждая четвертая семья неполная, согласно разным исследованиям. Это значит, что ребенок растет с одним из родителей: в основном это мамы, которым помогают бабушки, няни, сестры. У нас отсутствует пример мужского поведения», – указала она.