Малые города привлекают молодежь экологичностью и близостью родственников

Отталкивает высокий уровень алкоголизма и наркомании
Вид на историческую часть Рыбинска/ Рамиль Ситдиков / РИА Новости

У малых российских городов есть перспективы для развития новой провинциальности, которая означает не бесперспективность и депрессию, а иной стиль жизни. К такому выводу пришли сотрудники Института экономики роста им. П.А. Столыпина, проанализировав мотивы миграции молодежи в возрасте от 18 до 35 лет из малых городов в крупные центры (исследование института «Внутрироссийская миграция молодежи: повышение привлекательности малых городов» есть у «Ведомостей»).

Эксперты изучали причины внутренней миграции среди жителей двух федеральных округов – СФО и СЗФО – и двух возрастных групп – от 18 до 24 лет и от 25 до 35 лет. В фокус-группах участвовали 186 респондентов из десяти российских городов. Аналитики общались с людьми, которые уже совершили переезд – из малого города в мегаполис и наоборот – из центра на периферию. Исследование проводилось с 14 ноября по 22 декабря 2023 г.

Факторами удержания молодежи в малых городах, согласно его результатам, являются хорошая экологическая обстановка и близость к природе, более спокойная по сравнению с мегаполисами атмосфера, а также качественные социальные связи («все всех знают»). Привлекает молодых людей наличие у города перспектив перемен к лучшему, приемлемое состояние больниц, мест досуга, более доступное среднее и высшее профессиональное образование. Кроме этого, в малых городах, по словам опрошенных, легче найти первое рабочее место без соответствующего опыта. Якорями также являются привычный круг общения и недвижимость в собственности.

Для молодежи в возрасте от 18 до 24 лет важной причиной для того, чтобы остаться в родном городе, является позиция родителей и уровень развитости отношений с ними. Наибольшее число опрошенных обозначили этот фактор как значимый для принятия решения о своем месте проживания. Среди других причин, удерживающих в родных малых городах, младшая группа респондентов (18-24 года) чаще называет спортивные объекты и в целом возможности занятий спортом. Вдвое чаще старшей группы они советуют властям развивать культурно-досуговую сферу малых городов. Представители младшей группы также чаще говорят об уровне стипендий, но также обращают внимание на уровень будущих зарплат.

При этом молодые люди от 18 до 24 лет часто стремятся уехать из городов-доноров из-за проблем алкоголизма и наркомании. При этом алкоголизм более распространен у старших родственников респондентов, а наркомания – у сверстников, рассказали опрошенные. По данным Росстата, в стране наблюдается рост числа подростков от 15 до 17 лет, больных наркоманией: в 2020 г. – 2,7 человека на 100 000 населения, в 2022г. – 5 человек на 100 000 населения.

Молодые люди 25-35 лет чаще всего возвращаются в родной город по семейным обстоятельствам: из-за болезни родных, их пожилого возраста или после развода. Помимо этого, наибольшее число опрошенных рассказали о том, что готовы вернуться на периферию, если им предложат там работу по их специальности или таким образом решится жилищный вопрос. Представители старшей возрастной группы также чаще обращают внимание на благоустройство и развитие культурно-досуговой сферы. Среди преимуществ малого города они выделяют красивую природу, экологию, малые размеры городов, обеспечивающие возможность быстро перемещаться по ним без пробок.

По мнению авторов исследования, миграция молодежи – это не столько социально-экономический, сколько ценностный феномен. Молодых людей привлекают в центр такие ценности, как личный успех, саморазвитие и поиск нового, а на периферию – привлекательные черты малого города: местный патриотизм, социальное единство и размеренная жизнь. На основе этих выводов исследователи предлагают небольшим городам делать акцент на стратегии уникальности.

В продвижении нового представления о малом городе, по их мнению, могут использоваться образы комфортного проживания в собственном доме; уникальная культурная и экологическая среда; малый социум, создающий ощущение поддержки, а также образ жизни, предполагающий баланс между работой и свободным временем; отсутствие соревнования по доходам с мегаполисами.

Власти малых городов способны удерживать молодежь за счет собственных сил и средств, считают исследователи. Среди доступных им административных мер они выделяют следующие: создание собственного уникального имиджа города, донесение до жителей понятной стратегии развития города, которая демонстрирует его перспективы. А также разработка программ поддержки малого и среднего бизнеса и создания рабочих мест, в том числе удаленных с помощью субсидий, страховых программ, особых технологических зон. Помимо этого, исследователи предлагают создавать программы отслеживания своих бывших жителей и поддерживать с ними связь через землячества, адресно рекрутировать работников из числа земляков (в том числе выделять субсидии на обучение с гарантией возвращения и трудоустройства). Сюда же они включают предложения по развитию жилищных программ (удержание цен на жилье, льготные ипотечные кредиты для молодежи, предоставление земли для индивидуального жилищного строительства), меры поддержки благоприятной экологии, привлечение местных жителей к поддержанию чистоты и порядка.

К инфраструктурным мерам для удержания молодежи в малых городах исследователи отнесли развитие дистанционных сервисов: доступного интернета для онлайн-образования и работы на маркетлейсах и удаленной занятости. Кроме этого, по их мнению, важна модернизация сетей ЖКХ, газификация и развитая транспортная инфраструктура, в том числе местное авиасообщение, для включения города в жизнь страны. Источником финансирования этих решений исследователи видят долговые инструменты – муниципальные облигации.

Для реализации новой концепции провинциальности требуется и поддержка федерального уровня. Она, по мнению исследователей, должна включать в себя материальную поддержку малых городов (гарантии для муниципальных займов). Кроме этого, необходимо вовлекать молодежь в процесс развития малых городов (через создание молодежных советов, активизацию молодежных организаций, разнообразие культурно-досуговой сферы), развивать спортивные учреждения, команды национального значения и т. д. Малые города должны быть замечены на федеральном уровне, то есть необходимо проведение соответствующих мероприятий, а национальные лидеры общественного мнения должны принимать участие в жизни малых городов.

Политолог Александр Кынев считает, что главная причина миграции из малых и средних городов в более крупные связанна с уровнем доходов граждан и перспективами в жизни: люди хотят иметь большую зарплату и престижную работу. Концепцию, предложенную экспертами, он назвал давлением на патриотизм граждан. «Перетекание людей из бедных регионов в богатые есть везде – это не только российская проблема. Объяснить людям, что бедными быть хорошо, а богатыми не очень, – это совершенно, на мой взгляд, тупиковая история», – подчеркнул Кынев. Единственным способом решения проблемы внутренней миграции он назвал повсеместное повышение качества жизни.

Директор Центра региональной политики Президентской академии (РАНХиГС), доктор экономических наук Владимир Климанов считает, что в ближайшее время государство начнет проводить масштабную целенаправленную политику развития малых городов. Например, создаются 25 мастер-планов социально-экономического развития городов Дальнего Востока: Анадыря, Биробиджана, Нерюнгри, Находки, Магадана, Уссурийска, Свободного, Хабаровска и Якутска и т. д., напомнил он. Есть и другие административные инструменты – перемещение штаб-квартир крупнейших корпораций в региональные центры, добавил Климанов. Но при централизованной модели управления подобные переезды могут привести к снижению эффективности их работы, отметил он.

Рекомендации госкорпорации ВЭБ.РФ для городов для быстрых позитивных преобразований, например, включают в себя создание районных молодежных центров, благоустройство заброшенных территорий и т. д., перечислил Климанов. «Такие маленькие действия – один из способов удержания людей, но если при этом жители видят перекос в формировании доходов, как их можно удержать? Поведение любого рационального индивидуума будет заключаться в том, чтобы находиться в месте генерации выгод», – заключил Климанов.

Одной из причин, по которой люди едут в Карелию, является развитие промышленного производства: например, в этом году потребуется более 2000 специалистов, сказал «Ведомостям» представитель пресс-службы правительства Карелии. Кадровую потребность заявляют ключевые работодатели – Литейный завод «Петрозаводскмаш», Онежский судостроительно-судоремонтный завод, Карельский окатыш и др. Еще одним фактором является развитие инфраструктуры: строительство нового аэропорта, запуск новых авиа и ж/д маршрутов, колоссальные объемы дорожного строительства (в 2023 г. отремонтировано 344 км региональных дорог), рассказал он. Помимо этого, Петрозаводск – это культурная и научная столица, здесь расположены четыре высших учебных заведения, в том числе Петрозаводский госуниверситет и консерватория, куда едут студенты из разных уголков мира, добавил он.