Крупных переработчиков макулатуры предложили считать менее опасными

Сейчас их относят к предприятиям со значительным негативным воздействием на окружающую среду
Андрей Гордеев / Ведомости

Все производства бумаги и картона из приобретенного сырья, независимо от их мощности, предложено отнести к объектам II категории негативного влияния на природу (умеренное негативное воздействие), за исключением производства целлюлозы или древесной массы. Такой проект постановления правительства размещен на портале нормативно-правовых актов, его разработал Минпромторг по просьбе бизнеса и депутатов, обратили внимание «Ведомости».

Замминистра промышленности и торговли Олег Бочаров просил согласовать проект Минприроды (его письмо от 1 марта есть у «Ведомостей»). Представитель Минпромторга подтвердил отправку письма, а представитель Минприроды сообщил, что письмо Минпромторга с проектом постановления поступило в ведомство.

Сейчас производство бумаги и картона с проектной производительностью от 20 т в сутки и более относится к I категории объектов – самой загрязняющей, а менее 20 т в сутки – ко II категории. Объекты I категории обязаны получать комплексное экологическое разрешение (КЭР), в котором утверждаются технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ.

По закону об окружающей среде объекты I категории оказывают «значительное негативное воздействие» на окружающую среду и относятся к областям применения наилучших доступных технологий. К ним относятся также отдельные компании по добыче и переработке угля, нефти, газа, металлов и прочих полезных ископаемых, по металлообработке, в производстве тепла и электроэнергии, часть предприятий по переработке и утилизации отходов (в том числе опасных), химзаводы органического и неорганического синтеза, отдельные компании пищепрома.

Сейчас практически все предприятия целлюлозно-бумажной промышленности отнесены к I категории, что обязывает предприятия получать КЭР. Затраты на его получение, включая подготовку документации, закупку и установку технических средств контроля, «составляют как минимум 90 млн руб. на одно предприятие», говорится в письме «Лиги переработчиков макулатуры» (ЛПМ) председателю Совета по развитию экономики замкнутого цикла и экологии ТПП Андрею Луговому. Такие расчеты «Ведомостям» подтвердил и представитель Минпромторга. В лигу входят порядка 50 организаций, среди них, например, из целлюлозно-бумажной отрасли – «Объединенные бумажные фабрики», группа предприятий «ПЦБК», «Л-ПАК», ОАО «Маяк», «Окуловская бумажная фабрика».

Получение КЭР – «это колоссальная работа, это очень затратный документ. Это непосильный труд и абсолютно бессмысленный», подтвердил «Ведомостям» председатель комитета по промышленности «Опоры России» Максим Третьяков.

Объекты, отнесенные ко II категории, все равно обязаны предоставить в органы контроля декларации о воздействии на окружающую среду, подчеркнул представитель Минпромторга.

Проект постановления учитывает сложившуюся структуру целлюлозно-бумажной промышленности и коренные различия между производствами, связанными с выпуском целлюлозы, и переработчиками товарных полуфабрикатов и макулатуры, сказал «Ведомостям» первый замгендиректора ЛПМ Денис Кондратьев. «Новая редакция постановления упорядочивает администрирование предприятий отрасли в экологической сфере за счет перевода переработчиков макулатуры и полуфабрикатов во II категорию», – пояснил он. По его словам, большинство производителей бумаги и картона получат снижение регуляторной нагрузки, а органы власти – сокращение объемов администрирования предприятий отрасли.

«Есть большая разница в технологии и ущербе для окружающей среды при выпуске бумаги и картона из первичного сырья и из макулатуры», – пояснил Третьяков. Выбросы при использовании макулатуры в 30 раз меньше, чем при использовании первичного сырья, подчеркнул он.

Неинтегрированные производства бумаги и картона (не включают использование целлюлозы) генерируют гораздо меньше выбросов и отходов, при этом опасность таких выбросов гораздо меньше, добавил исполнительный директор ЛПМ Алексей Сергеев. Например, выбросы в атмосферу таких мощностей не содержат маркерных серосодержащих газов, оксидов серы и азота, в отличие от интегрированных производств целлюлозы и бумаги/картона, пояснил он.

Проблема с предприятиями по производству бумаги и картона из приобретенного сырья заключается в сложности установления технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ, пояснил «Ведомостям» представитель Минпромторга. Их можно установить, если производственные сточные воды сбрасывают в водные объекты. Но, как показывает практика, у большей части производств бумаги и картона нет собственных выпусков в водные объекты (сточные воды передают на очистку в другие организации), говорится в ответе министерства.

Остальные производства направляют сточные воды на собственные централизованные системы водоотведения, где они смешиваются с другими стоками, в том числе с хозяйственно-бытовыми, включая городские, объясняет собеседник. По его словам, при такой организации потоков невозможно применить технологические показатели сбросов, установленные для производств бумаги и картона, и разработать их технологические нормативы. «Кроме того, мощности таких объектов преимущественно соответствуют критериям отнесения объектов очистки сточных вод к объектам II категории», – говорится в комментарии Минпромторга. В связи с этим к таким объектам КЭР применять «неэффективно», уверены авторы законопроекта.

В «Деловой России» считают изменения нецелесообразными, сообщил «Ведомостям» руководитель экспертного центра «Деловой России» по ESG-трансформации, гендиректор Ecostandard group Николай Кривозерцев. «Мы уверены, что нужно искать конструктивные пути решения вопросов с негативным воздействием на окружающую среду», – добавил он.

Росприроднадзор неоднократно доносил до бизнеса позицию, что продления сроков получения КЭР не будет и предприятиям I категории необходимо получить его до 1 января 2025 г., напомнил Кривозерцев. Многие пытаются найти альтернативу и перейти из I категории во вторую, обращает внимание он. «Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности в нашей стране уже длительное время не обновлялись, большая часть оборудования и технологических процессов морально устарела. Приведение таких производств в соответствие экологическим нормам требует реализации программы повышения экологической эффективности, что подразумевает серьезные инвестиции», – подчеркнул Кривозерцев.

Член комитета «Деловой России» по переработке отходов и вторичным ресурсам Сергей Завьялов также сообщил, что относится к этой инициативе «крайне негативно» в случае, если изменения обусловлены исключительно желанием сэкономить. Он обратил внимание на то, что это может «запустить коррупционную карусель исключения иных объектов из I категории».