Красный Крест узнал о судьбе 14 200 пропавших с начала украинского конфликта

Всего он получил 134 000 заявок
Константин Чалабов / РИА Новости
Константин Чалабов / РИА Новости

С февраля 2022 г. Международный Комитет Красного Креста (МККК) получил 134 000 запросов от семей о судьбе пропавших без вести в результате боевых действий на Украине. Из них удалось найти информацию о судьбе пропавших пока только для 14 200 семей. От семей в Донецке и Луганске МККК получил только за первое полугодие 2025 г. 1073 запроса о розыске пропавших без вести. Об этом заявил в интервью «Ведомостям» глава делегации МККК в России и Белоруссии Борис Мишель.

«По последним данным, мы зарегистрировали 134 000 запросов на поиск пропавших без вести от семей с обеих сторон. Как по военнослужащим, так и по гражданским, включая запросы о детях», – сказал Мишель, отметив вероятность, что на самом деле число пропавших гораздо больше.

«Так как многие семьи ищут военных, высока вероятность, что они погибли. Если он задержан, мы должны знать, так как посещаем и получаем списки [пленных от властей двух сторон конфликта]. Если он погиб и еще на поле боя, нужно много времени, прежде чем семьи получат информацию от нас или напрямую от властей», – пояснил глава делегации МККК в Москве.

По его словам, к настоящему моменту 14 200 семей получили от МККК информацию о судьбе своих родственников, без уточнений, сколько из этих удовлетворенных запросов означают гибель человека или его нахождение в живых, а также сколько среди них случаев по военнослужащим, а сколько по гражданским лицам.

Глава миссии МККК в Москве подчеркнул, что организация активно прилагает усилия по поиску пропавших без вести с обеих сторон конфликта – России и Украины.

«Здесь, в Москве, между нами и РКК (Российский Красный Крест. – «Ведомости») четкое разделение ответственности по обращениям от людей, потерявших связь с членами семьи. Мы работаем с семьями военнослужащих, РКК – с семьями гражданских», – сказал Мишель, добавив, что при миссии МККК в России работает специальный отдел по делам семей.

Для поиска пропавших военнослужащих в России и на Украине миссии МККК собирают данные в контакте с властями этих стран и затем отправляют их в Центральное розыскное бюро. Там они хранятся в защищенной базе данных, к которой имеет доступ только Красный Крест во избежание злоупотребления ими, в том числе со стороны мошенников.

Наконец, отметил Мишель, МККК для уточнения судьбы пропавших без вести наделен странами – участницами Женевских конвенций, в числе которых и Россия, и Украина, мандатом посещения военнопленных, включая возможность передавать от них письменные и устные сообщения. Последние называются системой «Саламат», от арабского «салам», и обычно несут краткую информацию родственникам, что военнопленный жив. Всего представителям МККК удалось посетить за три года 6700 военнопленных, преимущественно на территории Украины, заявил глава миссии в Москве.

«На конец июня 2025 г. мы передали 18 600 личных сообщений: письменных посланий Красного Креста и устных – «Саламат». Только за эти полгода и только от родственников пленных в Донецке и Луганске помогли передать 950 сообщений. Чтобы сохранить эту связь, крайне важно иметь возможность регулярно навещать пленных», – отметил Мишель.

МККК в российско-украинском конфликте является субститутом (заменителем) державы-покровительницы пленных и гражданского населения в вооруженных конфликтах, поскольку такой покровительницы, необходимой по Женевским конвенциям 1949 г., ни разу после Второй Мировой войны открыто назначить не удалось, объясняет доктор юридических наук, профессор кафедры международного права юридического факультета МГУ Петр Кремнев. Россия же, как правопреемница СССР, подписанта конвенции, обязалась следовать положениям документа при участии в вооруженных конфликтах и организовывать справочные бюро, собирающие информацию о пленных, пропавших без вести и перемещенных лицах – их должны создавать обе стороны конфликта, и текущий не стал исключением, добавил Кремнев.

Мандат МККК в международных вооруженных конфликтах, включая и российско-украинский, определяются тем, что стороны конфликта позволяют делать, отмечает адвокат бюро NSP Илья Рачков. Например, искать пропавших без вести, обеспечивать транзит перемещенных лиц, содействовать репатриации живых и мертвых, посещать пленных и мониторить их состояние. МККК действует в зонах конфликтов на основании международных договоров и международного обычая.

В первом случае это Женевские конвенции 1949 г., включая Конвенции об улучшении участи раненых и больных; улучшении участи раненых, больных и военных, потерпевших кораблекрушение; об обращении с пленными и конвенция о гражданском населении, напоминает юрист. Кроме того, добавляет Рачков, рамки для МККК в конфликтах дают протоколы от 1977 г. и от 2005 г. к конвенциям 1949 г. «По ч. 4 ст. 15 Конституции России, ее международные договоры – часть ее правовой системы и имеют приоритет над федеральными законами, а Женевские конвенции и протоколы – они и есть», – отмечает юрист.

Международный обычай сформулирован МККК в 161 норме обычного международного гуманитарного права (МГП), опубликованной на его ресурсах в 2005 г. Там же, по словам Рачкова, есть регулярно обновляемая практика государств по этим нормам:

Обязанность искать погибших закреплена в конвенции 1949 г., она есть в военных уставах и документах армий ряда стран, указывает юрист. Для Вооруженных сил России действует «Наставление по международному праву» от 2001 г., обязывающее командиров руководствоваться МГП и содействовать выполнению функций МККК, добавляет Рачков. «Международный обычай, кодифицированный МККК, подразумевает розыск и вывоз умерших с уважительным отношением к останкам и вещам, с возвращением их близким, захоронением и регистрацией информации», – говорит он.

При поиске без вести пропавших МККК опирается на свои «руководящие принципы/модельный закон о пропавших без вести», по которым стороны конфликта должны передавать ему информацию о пропавших в Центральное агентство по розыску, учрежденное конвенциями 1949 г.