Социологи просят исключить опросы из-под действия закона о телефонных мошенниках

Удорожание исследований приведет к закрытию call-центров и сокращению сотрудников, сказано в петиции на имя президента
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Поправки в законодательство для борьбы с телефонными мошенниками ставят под угрозу работу социологической отрасли в России. Из-за кратного удорожания проведения исследований большинство call-центров, занимающихся телефонными опросами общественного мнения, с 1 октября 2025 г. будут вынуждены закрыться и уволить своих сотрудников. Об этом говорится в петиции президенту РФ, размещенной на платформе OnlinePetition.

Создатель обращения – руководитель call-центра «Социс-М» из Чебоксар (Чувашская Республика). Компания проводит опросы для Аналитического центра ВЦИОМа, ГФК «Русь», Ipsos Comcon и других маркетингово-исследовательских компаний, говорится на ее сайте. Ссылку на петицию за сохранение телефонных исследований разместил на своем сайте и АЦ ВЦИОМ.

Особенно жестким удар стал для мелких и региональных компаний, у которых небольшие заказы и нет ресурсов для переговоров с операторами и регулятором, сказал «Ведомостям» независимый аналитик, автор Telegram-канала abloud62 Алексей Бойко. Инициативу чувашского call-центра также поддержала Ассоциация исследовательских компаний «Группа 7/89», в которую входят 46 организаций более чем из 30 городов, включая Москву и Санкт-Петербург. Об этом рассказал «Ведомостям» доктор социологических наук, директор по исследованиям Фонда социальных исследований (в его составе есть call-центр) Владимир Звоновский.

С 1 сентября вступил в силу новый пункт 9.1 в статье 46 закона № 126 о связи, согласно которому вводится обязательная маркировка звонков, осуществляемых операторами мобильной связи. Эта услуга будет предоставляется call-центрам на платной основе, говорится в петиции.

Помимо этого приняты поправки в закон № 41 о создании государственной информсистемы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий. «Из-за новых платежей и штрафов, которые вводят сотовые операторы, ссылаясь на закон № 41, телефонные исследования стали очень дорогим методом опроса», – сказано в сообщении АЦ ВЦИОМ.

Например, в петиции говорится о четырехкратном росте себестоимости работы по проведению опросов. «Только наши 46 компаний (входящих в ассоциацию. – «Ведомости») в 2024 г. совершили 5,7 млрд звонков для сбора общественного мнения. С октября эта работа может остановиться из-за 20–50-кратного удорожания связи по новым требованиям закона № 41», – отмечает Звоновский.

По его словам, call-центр Фонда социальных исследований за август совершил 27 млн вызовов. «Мы заработали меньше 4 млн руб., а заплатить мобильному оператору за эти вызовы должны 5 млн руб.», – привел пример Звоновский.

Авторы петиции просят пересмотреть новые положения. Также, по мнению Звоновского, необходим мораторий на его исполнение до 2026 г. и особый статус для социологических организаций. 

В российской опросной индустрии, по подсчетам авторов петиции, работает до 200 call-центров, каждый из которых имеет от 10 до 600 интервьюеров. Таким образом, десятки тысяч людей, задействованных в отрасли, могут остаться без работы, отмечается в сообщении АЦ ВЦИОМ.

Всего под петицией оставили свои подписи 193 пользователя. Подписанты называли социологические колл-центры основным местом работы и призывали не допустить их закрытия.

Ведущий консультант iKS-Consulting Станислав Мирин полагает, что маркировка вызовов – это ответ регулятора на участившиеся случаи телефонного мошенничества, а не способ заработать. Поэтому делать исключения для социологов не следует, так как это создает брешь в системе защиты от мошенников, считает он. 

С 1 сентября 2025 г. в течение шести лет все операторы связи обязаны добавлять к высвечиваемому на экране номеру телефона маркер: указатель компании – короткое или полное ее наименование – и категорию вызова в зависимости от основного вида деятельности по ОКВЭД, например «Банк», «Недвижимость», «Услуги связи», «СМИ» и т. п. Текст маркера может содержать до 32 символов, включая цифры и буквы кириллического или латинского алфавита. Сейчас услуга остается платной у всех операторов связи и для всех компаний.

На деле компании выступают против того, чтобы их маркировали, но тогда их звонки будут выглядеть как звонки от мошенников и их станут блокировать, поэтому непонятно, зачем это социологам нужно, рассуждает Мирин. Возможно, социологам нужно помогать дотациями или поднимать цены на свои услуги, предлагает он.

Близкий к Минцифры источник «Ведомостей» говорит, что реальные затраты на маркировку по индивидуальным предложениям составляют 10 коп. за звонок. К тому же, как правило, каждому юрлицу кулуарно крупнейшие операторы предлагают свои условия, исходя из объемов, отмечает он. 

Представитель «Мегафона» на запрос «Ведомостей» ответил, что с введением обязательной маркировки оператор снизил стоимость этой услуги на 40%. «Если абоненту не интересны определенные услуги, то он не ответит на звонок, это позволит не оплачивать нецелевые звонки, которые длятся несколько секунд, но оплачиваются поминутно», – обратил внимание он.

Представители МТС, «Билайна» воздержались от комментариев. «Ведомости» также направили запрос в T2.

По данным iKS-Consulting, в 2024 г. аутсорсинговые контакт-центры выполняли 2,6 млн звонков ежедневно, чуть меньше половины из них было исходящих вызовов. Главным образом это звонки не социологов, а телемаркетинга, продающего те или иные товары и услуги по телефону, и проч.- 

В подготовке статьи участвовала Анастасия Майер