Источники «Ведомостей»: в рекламе энергетиков запретят говорить об их пользе
В ней также нельзя будет обращаться к несовершеннолетним
Реклама безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетиков, не должна будет содержать информацию о биологически активных добавках (БАД) и витаминах, которые входят в их состав. В ней также запретят обращаться к несовершеннолетним. Поправки в закон «О рекламе» одобрила правкомиссия по законопроектной деятельности, сообщили «Ведомостям» три источника: два – близких к комиссии, третий – в Белом доме.
Изменения подготовил Минздрав ко второму чтению законопроекта, который в апреле в Госдуму внесла группа из 28 депутатов – представителей всех фракций. В изначальном виде он был принят в первом чтении 15 июля. Среди авторов исходной версии – первый вице-спикер нижней палаты Александр Жуков («Единая Россия»), вице-спикер Вячеслав Даванков («Новые люди») и др.
Первоначальной версией законопроекта предлагается установить, что реклама безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде их чрезмерного потребления, напомнил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. Данное положение сохраняется и в проекте Минздрава. В рекламе, распространяемой по радио, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее 3 секунд, а в рекламе, распространяемой в видеоформате, – не менее 5 секунд, пояснил он. Предупреждению должно быть отведено не менее 7% площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее 7% рекламной площади, сказал Груздев «Ведомостям».
В случае если предложенные Минздравом нормы примут во втором и третьем чтениях, они вступят в силу с 1 марта 2026 г., следует из одобренных поправок Минздрава. Ответственность за нарушения будут нести рекламодатели, распространители и изготовители рекламы, пояснил «Ведомостям» судебный эксперт группы Vetа Александр Терентьев. Она предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях в виде штрафа, уточнил он. Для физлиц он составляет от 2000 до 2500 руб., а для юрлиц – 100 000–500 000 руб., рассказал Терентьев.
Изменения в законе повлекут за собой перераспределение рекламных бюджетов, считает начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-траст», кандидат экономических наук Олег Абелев. По его словам, производителям придется кардинально поменять стратегию – бюджеты сместятся в сторону «других каналов и месседжей», поскольку маркетинговые сообщения о «пользе, энергии ума и концентрации» будут под запретом. Абелев также считает, что после изменений возможен рост скрытого маркетинга в сериалах, фильмах и видеоблогах. Для производителей эффект будет не катастрофическим, но серьезным, говорит эксперт. Они могут потерять молодежь как аудиторию, лояльность будущих потребителей снизится, а рост рынка замедлится, сказал Абелев.
Чем больше подростки сталкиваются с маркетингом энергетиков, тем сильнее намерение пить их и тем выше фактическое потребление, заявила «Ведомостям» клинический психолог, специалист психологической платформы Alter Екатерина Евкина. Упоминания витаминов и БАДов в составе напитков формируют так называемый эффект ореола здоровья: продукт кажется более «правильным» и безопасным, снижается настороженность к рискам и растет готовность пить его чаще, отметила она. «Подростки особенно чувствительны к таким маркетинговым приемам, поскольку они склонны больше полагаться на яркие, простые маркеры «пользы», чем на скучную мелкую приписку о рисках для здоровья», – сказала Евкина. По ее словам, запрет на использование «витаминной» риторики и обращений к несовершеннолетним важен именно потому, что он снижает ореол безопасности и привлекательность подобных продуктов для подростков.
164,9 млн л
БАДы и витамины не делают энергетики полезными, заявил «Ведомостям» ассистент кафедры анатомии человека Института анатомии и морфологии им. академика Ю. М. Лопухина Пироговского университета Алексей Решетун. Эти вещества содержатся в напитке не в натуральной форме и в очень больших количествах, пояснил он. В сочетании друг с другом они форсированно действуют на сердечно-сосудистую систему, из-за чего сердце работает интенсивнее, сказал Решетун.
В России с 1 марта 2025 г. запрещено продавать несовершеннолетним безалкогольные тонизирующие напитки. За нарушение грозят штрафы: для граждан – от 30 000 до 50 000 руб., для должностных лиц – от 100 000 до 200 000 руб., для юрлиц – от 300 000 до 500 000 руб.
«Ведомости» направили запрос в правительство.
