Госдума усилила ответственность за назойливые рекламные звонки

Депутаты Госдумы в третьем чтении приняли поправки в КоАП, которые вводят административную ответственность за навязчивую рекламу по телефону. Документ опубликован в электронной думской базе.

Согласно поправкам, за нарушения требований к рекламе будут накладываться штрафы: от 10 000 руб. до 20 000 руб. для физических лиц, от 20 000 руб. до 100 000 руб. – для должностных лиц, от 300 000 руб. до 1 млн руб. – для юридических. По мнению авторов поправок, сейчас назойливые рекламные звонки также запрещены законодательством и могут осуществляться, если абонент дал свое согласие.

В тексте документа предлагается увеличить штрафы за нарушение требований к рекламе кредитов и микрозаймов. Штрафные санкции будут применяться за рекламу займов, которая содержит информацию о процентных ставках без указания диапазона значений полной стоимости потребительского кредита. В таком случае должностные лица будут обязаны выплатить штрафы от 40 000 руб. до 100 000 руб. (сейчас 20 000 – 50 000 руб.), юридические лица – от 600 000 руб. до 1,6 млн руб. (сейчас 300 000 – 800 000 руб.)

По данным компании по кибербезопасности Angara Security, в интернете выросло количество объявлений с предложением о платной озвучке рекламы и фильмов, публикуемых мошенниками. Сами по себе эти объявления не являются мошенническими, но собранные дата-сеты голосов злоумышленники используют для обучения нейросетей и генерируют на их основе аудиосообщения, с помощью которых вымогают деньги у друзей и родственников жертвы.

Как отмечает представитель Angara Security, большая часть таких объявлений размещена в Telegram, но используются и другие ресурсы, например, Habr или спам-звонки с предложением заработать на «большом проекте». Согласно исследованию, количество таких сообщений без учета спам-звонков в 2021 г. составляло 1200, в 2022 г. их количество выросло в четыре раза – до 4800, а к 2023 г. достигло 7000.