Курица-гриль, рамки в аэропорту и желтые такси: что принесла Олимпиада-80
45 лет назад в СССР впервые появилась официальная газировка Игр Coca-Cola1 / 7
Желтые такси
Олимпийские игры 1980 г. принесли СССР не только спортивный триумф (советская сборная заняла 1-е место в общем зачете с 80 золотыми медалями), но и множество иностранных новинок – от одежды до еды. Сейчас все это стало обыденностью, однако 45 лет назад такие вещи, как курица-гриль, немало удивляли москвичей. К юбилею исторического события «Ведомости» начинают цикл материалов, посвященных первым отечественным Играм.
Накануне Олимпиады-80 организаторы рассчитывали принять в СССР около 120 000 иностранных гостей. Однако в итоге на соревнования прибыли 226 000 болельщиков из разных стран. Около 30 000 приехали в Советский Союз по линии профсоюзного туризма и передвигались по столице преимущественно пешими группами или экскурсионными автобусами. Все остальные использовали общественный транспорт и такси, которые подготовили заранее. В метро изменили таблички навигации и начали объявлять станции на английском.
В СССР такси чаще всего окрашивали в белый и красный, светло-зеленый или бежевый цвета. Именно такие машины можно увидеть в советском кино, например, в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Однако перед Играми такси перекрасили в привычный для иностранцев (а теперь и для нас) желтый цвет.
По рассказам соавтора книги «Свидетели Игр» Марины Крыловой, отбирать водителей для Олимпиады начали еще в 1979 г. и закончили только за четыре месяца до старта соревнований. Все кандидаты прошли проверки органов госбезопасности и не имели аварий в течение 10 лет. Если в Москве не хватало кадров с незапятнанной репутацией, привлекали шоферов из регионов СССР. По воспоминаниям московского таксиста Виталия Клюева, тщательная подготовка не казалась чем-то особенным: в столице регулярно формировали специальные колонны под съезды и крупные события. Появившуюся перед Играми 1980 г. водители называли просто «олимпийской». Необычным стало, что таксистам в ней выдали разговорники и провели экспресс-курсы английского языка.
Накануне Олимпиады-80 организаторы рассчитывали принять в СССР около 120 000 иностранных гостей. Однако в итоге на соревнования прибыли 226 000 болельщиков из разных стран. Около 30 000 приехали в Советский Союз по линии профсоюзного туризма и передвигались по столице преимущественно пешими группами или экскурсионными автобусами. Все остальные использовали общественный транспорт и такси, которые подготовили заранее. В метро изменили таблички навигации и начали объявлять станции на английском.
В СССР такси чаще всего окрашивали в белый и красный, светло-зеленый или бежевый цвета. Именно такие машины можно увидеть в советском кино, например, в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Однако перед Играми такси перекрасили в привычный для иностранцев (а теперь и для нас) желтый цвет.
По рассказам соавтора книги «Свидетели Игр» Марины Крыловой, отбирать водителей для Олимпиады начали еще в 1979 г. и закончили только за четыре месяца до старта соревнований. Все кандидаты прошли проверки органов госбезопасности и не имели аварий в течение 10 лет. Если в Москве не хватало кадров с незапятнанной репутацией, привлекали шоферов из регионов СССР. По воспоминаниям московского таксиста Виталия Клюева, тщательная подготовка не казалась чем-то особенным: в столице регулярно формировали специальные колонны под съезды и крупные события. Появившуюся перед Играми 1980 г. водители называли просто «олимпийской». Необычным стало, что таксистам в ней выдали разговорники и провели экспресс-курсы английского языка.

![После Второй мировой войны Олимпийские игры стали главной площадкой для рекламы спортивных товаров. При этом наши атлеты оставались недоступными для зарубежных компаний из-за закрытости Союза. Первым до советских спортсменов добрался основатель компании Аdidas Ади Дасслер. Он лично снял мерки с ноги первой олимпийской чемпионки СССР Нины Пономаревой и подарил ей кроссовки во время Олимпиады-1952 в Хельсинки. Впоследствии представители Аdidas регулярно раздавали кроссовки советским атлетам, иногда прямо на стадионе. Накануне Олимпиады советский спорткомитет решил не экономить на экипировке и подписал в 1979 г. контракт со старыми знакомыми – французским отделением Аdidas. Компания стала поставщиком формы по 11 видам спорта. Стоимость контракта оценивалась в 300 000 руб. в год. Прежде из СССР в Аdidas поступали только разовые заказы (до 70 000 руб. в год). Одновременно началось и производственное сотрудничество. В 1978 г. московский комбинат «Спорт» получил от Аdidas лицензию на выпуск спортивной обуви. В результате «адидасы» стали частью городской моды. Москвичи рассказывали исследователям, что «до того [Олимпиады] как-то особого культа кроссовок не было. Носили их больше как спортивную обувь, и, например, на работу в приличную организацию ходить в кроссовках было не принято. Перед Олимпиадой пошло много материалов о спортсменах с фото, особенно заграничными… Все присмотрелись и решили, что кроссовки с джинсами – замечательный вариант повседневной одежды, и стали за ними гоняться».](https://cdn5.vedomosti.ru/image/2025/5b/161bsq/original-1ihe.png)




