«Санкции пошли всем на пользу». На форуме в Москве обсудили партнерство государства, спорта и букмекеров

    Отмечаем главные тренды
    Организаторами форума «Азартные игры: отчисления на спорт» выступили Минспорта РФ и «Единый регулятор азартных игр» /Игорь Руссак / Росконгресс

    2 и 3 октября в Москве прошел первый форум «Азартные игры: отчисления на спорт», посвященный вопросам взаимодействия государства, спортивных федераций и букмекерских компаний. 

    Организаторами мероприятия выступили Министерство спорта РФ и публично-правовая компания «Единый регулятор азартных игр» (ЕРАИ), которая контролирует деятельность всех легальных букмекерских контор и тотализаторов на территории России. Оператором стал «РК-Спорт» – спортивная платформа фонда Росконгресс.

    «Ведомости. Спорт» послушал участников и зафиксировал основные тренды развития взаимоотношений между спортивными организациями, беттинг-индустрией и государством. 

    Тренд №1. Законодательство адаптируется к рынку

    В России государство взялось за регулирование рынка азартных игр с 2006 г., а лотерей – с 2003 г. Во второй половине 2010-х активный рост беттинг-индустрии потребовал модернизации законодательства. В 2017-м новый закон разрешил рекламу букмекеров на спортивных событиях и в профильных СМИ. Кроме того, была введена система «целевых отчислений»: каждого букмекера обязали отдавать часть выручки на развитие спорта.

    Осенью 2021 г. у отрасли появился единый регулятор – ЕРАИ. Одной из главных функций новой организации стало централизованное распределение целевых отчислений между спортивными федерациями. И если в 2020 г. федерации суммарно получили 2,3 млрд руб., то по итогам 2022 г. эта цифра выросла в шесть раз. 

    Тем не менее в беттинг-индустрии по-прежнему есть вопросы, которые требуют законодательного регулирования. Основные – это борьба с нелегальными букмекерами и выявление дропов (подставных лиц, участвующих в мошеннических схемах). Дропы нужны профессиональным игрокам, чтобы обходить лимиты и продолжать ставить. 

    Как отметила заместитель директор департамента развития ЕРАИ Мария Телегина, в Госдуме понимают существующие проблемы – там уже лежит законопроект, который призван бороться с незаконными онлайн-казино путем блокировки. «Мы хотим ускорить процесс и разрешить ЕРАИ самостоятельно выносить решение о блокировке таких сайтов. Разделить эту функцию с Роскомнадзором. Это поможет обелить рынок и повысить прибыль легальных контор», – объяснила инициативу Телегина.

    Президент BetBoom Константин Макаров отметил, что на рынке продолжают функционировать и нелегальные офлайн-конторы. По мнению Макарова, легальные компании должны иметь преимущество перед представителями теневой зоны и получать преференции от государства – например, в части налоговой нагрузки.

    Обсуждая тему борьбы с дропами, председатель правления Единого ЦУПИС (центра учета переводов ставок) Елена Шейкина заявила о необходимости обновить список лиц, в пользу которых запрещены переводы – в последний раз его актуализировали еще в 2019-м: «Мы научились выявлять подозрительных клиентов. Применяем антифрод-экспертизу. Сейчас наблюдаем снижение числа неэффективных клиентов на 20%. Но помощь нам все равно нужна – были бы рады возможности верифицировать подозрительных лиц через мобильных операторов». 

    Тренд №2. В России признали серьезной проблему игровой зависимости

    Согласно приведенной на форуме статистике, в России 15-20% всех игроков тратят на азартные игры не менее 10% семейного бюджета, еще 19% тратят значительно больше 10% на подобные увлечения. 

    «Проблему нельзя недооценивать, – заявил на сессии по лудомании замдиректора департамента финансовой политики Министерства финансов России Александр Христофоров.– На данный момент по ее решению есть даже не конкретные предложения, а, скажем так, единичные вспышки сознания. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, необходим диалог между гражданским обществом и сообществом игроков на рынке».

    Вопрос борьбы с лудоманией актуален не только для РФ. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отметила рост зависимых от азартных игр более чем на 500% за последнее десятилетие. Поэтому, например, в Великобритании на противодействие лудомании ежегодно выделяют 750 млн евро.

    В России же многие понятия, важные для борьбы с игровой зависимостью («ответственная игра», «реестр проблемных игроков», «стандарты регулирования» и др.), законодательно не закреплены. К тому же отсутствует полноценное научное исследование проблемы и ее освещение в СМИ, из-за чего создается ощущение, что все в порядке. 

    И все же просто принять нужные законы – недостаточно. Например, советник ЕРАИ Хаял Гурбанов предложил создать горячую линию для помощи зависимым от азартных игр, заняться публикацией тематических книг и т.п.

    «Но в большей степени профилактика лежит на близких заболевшего лудоманией, – считает директор по маркетингу «Бетсити» Рустем Акмалов. – Букмекер – не скорая помощь, в данном случае нужна всесторонняя поддержка медиков и родных».

    Тренд №3. Целевые отчисления будут расти

    За последние пять лет годовой объем целевых отчислений увеличился в 17 раз. «Это рабочий инструмент поддержки российского спорта в условиях санкций», – заявил заместитель министра спорта РФ Одес Байсултанов. 

    По словам гендиректора ЕРАИ Алексея Грачева, отчисления растут по нескольким причинам. Одна из них – борьба с нелегальными операторами. «Тем самым мы увеличиваем долю легального сектора», – подчеркнул Грачев. 

    Сейчас Единый регулятор направляет отчисления в 123 федерации и три профессиональные спортивные лиги. Также Грачев напомнил, что с 1 января 2024 г. ставка целевых отчислений увеличится с 1,5 до 2% от выручки беттинг-компаний. По оценке инициаторов нововведения из профильного комитета Госдумы, это позволит российскому спорту получать более 20 млрд руб. в год.

    ЕСАИ, которым руководит Алексей Грачев (на фото), направляет целевые отчисления в 123 федерации и три профессиональные лиги /Дмитрий Рухлецкий / Росконгресс

    Президент Паралимпийского комитета России Павел Рожков рассказал на форуме, что благодаря целевым отчислениям организация вновь смогла проводить по всей стране детско-юношеские соревнования – и уже организовала порядка 50 стартов. 

    С 2024 г. изменится схема расходования букмекерских отчислений – теперь 30% (а не 20) предписано тратить на детско-юношеский (не менее 20%) и массовый спорт. «И это правильно, потому что в массовом спорте занято 80% населения нашей страны», – подчеркнула президент Федерации триатлона России Ксения Шойгу. 

    При этом букмекеры готовы направлять на развитие спорта больше денег, ведь это способствует повышению качества соревновательного продукта и, как следствие, росту интереса к ставкам. «По нашим прогнозам, целевые отчисления в 2023 г. увеличатся на 27%. Это порядка 4 млрд руб. в квартал, то есть за год получится порядка 16-16,5 млрд руб», – сказал генеральный директор «Фонбет» Сергей Анохин.

    Тренд №4. Государство хочет больше контролировать использование целевых отчислений 

    «На Олимпиаде есть виды спорта, которые приносят медали. Но при распределении отчислений эти федерации не в числе приоритетных. Другие федерации, которые не участвуют в Играх, получают сотни миллионов. Будет ли создана комиссия по распределению средств?» – задал на форуме вопрос глава Федерации фехтования России Ильгар Мамедов.

    Одес Байсултанов в ответ не исключил, что в ведомстве могут пересмотреть систему распределения средств от букмекеров между спортивными федерациями.

    «Когда в нашем доме будет мир, всем будет счастье. Счастье меряется не деньгами. Когда формировался подход к отчислениям, вы все молчали. Но мне нравится, что вы спросили, может быть, будет толк от этого. Мы рассмотрим эффективность при распределении средств. Вы будете включены в группу, которая будет этот вопрос разрабатывать», – ответил Байсултанов Мамедову. 

    Тренд №5. Развитие рынка предъявляет новые требования к спортсменам

    Отдельная сессия форума была посвящена созданию личных брендов спортсменов. 

    «Когда я строил карьеру, никто не занимался брендированием, – сказал трехкратный олимпийский чемпион по вольной борьбе Бувайсар Сайтиев. – Интервью и другие медиаактивности были экспромтом. Сегодня спорт задает новые тренды. Спортсмену уже недостаточно быть состоятельным только в технико-тактическом мастерстве, ему необходимо развиваться в плане медийности».

    Чтобы продвигать турниры и своих атлетов, в спортивной борьбе создали стриминговую платформу – «борцовское телевидение Wrestlingtv.ru». По словам Сайтиева, за год платформа собрала 20 млн просмотров.

    Тема медийности спортсменов интересует и федерацию бокса. «Мы занимаемся образованием спортсменов, – рассказал советник генерального секретаря организации Игорь Лазорин. – Создали инструкцию, как общаться с медиа. К примеру, в августе боксеры были ведущими на турнирах, которые транслировал «Матч ТВ». 

    Художественные гимнастки Дина и Арина Аверины много выиграли в спорте, но развиваются и за его пределами. Вместе они бодро ведут соцсети, где у них около 600 000 подписчиков, и уже второй год проводят масштабные гастроли по стране с мастер-классами. 

    Сестры Аверины успешно монетизируют свою популярность – снимаются в рекламе и ездят по стране с мастер-классами /Игорь Руссак / Росконгресс

    «Главная рекомендация – не откладывать работу над созданием личного бренда на потом, – заявил экс-игрок ЦСКА и сборной России по регби Василий Артемьев. – Нужно совмещать медийную жизнь с профессиональной. Лично я стартовал с того, что на все предложения об интервью или участию в программах, говорил «да». И потом уже думал, как это все совмещать со спортом, как согласовывать с клубом». 

    Олимпийский чемпион по спортивной гимнастике Артур Далалоян поддержал тезис о том, что действующим спортсменам не стоит отказываться от общения с журналистами. По его словам, в начале карьеры он ориентировался на Криштиану Роналду. «Мне нравилось, как он развивал свою личность, свой бренд. В чем-то у меня получилось повторить достижения Роналду», – добавил гимнаст. У него три рекламных контракта, в том числе – с «Лигой ставок».

    Правда, по закону букмекер не имеет права использовать образ спортсмена в прямой рекламе, приходится изобретать другие формы сотрудничества. 

    Директор департамента правовой защиты BetBoom Степан Торлопов напомнил, что запрещающая норма была принята еще в 2006 г., с тех пор рынок сильно изменился. «Это положение вполне можно назвать анахронизмом. Букмекеры выступают за то, чтобы это правило отменить. Сейчас это единственная преграда на пути сотрудничества букмекеров с конкретными спортсменами», – добавил Торлопов.  

    Тренд №6. Санкции вынудили федерации развивать свои турниры, это привлекло внимание ТВ

    «Санкции пошли всем на пользу, – отметил генеральный продюсер телеканала «Матч ТВ» Александр Тащин. – Мы смогли аккумулировать наши творческие и менеджерские ресурсы и обратить внимание на внутренние соревнования, которые долгое время несправедливо находились на втором плане».

    По словам Тащина, после введения санкций у «Матч ТВ» упали рейтинги, но за последний год цифры начали возвращаться – по сравнению с прошлой осенью показатели выросли на 20%. Во многом благодаря совместной работе телеканала с общероссийскими федерациями. 

    «В прошлом году мы провели общую встречу и четко обозначили, где находимся, – добавил Тащин. – Федерации начали по-другому относиться к своему продукту. Пришло понимание, что эфир на федеральном канале – не панацея. Необходимо уделять силы и время маркетингу своей федерации, привлекать к работе медийных лиц». 

    Как отметила генеральный секретарь и член исполнительного комитета Федерации бокса России Татьяна Кириенко, ее федерация задумалась над сменой концепции развитии сразу после пандемии. «Раньше мы были очень скромными, но потом поняли необходимость перемен, – добавила она. – Пошли к нашим партнерам на ТВ, к букмекерам. Начали советоваться, как сделать наш продукт ярче. В итоге сейчас из спортивных турниров мы делаем самые настоящие шоу, что и нужно зрителям». 

    После введения санкций Федерация бокса России изменила подход к проведению соревнований. Теперь организация добавляет в каждый турнир элемент шоу. На фото в центре – генеральный секретарь федерации Татьяна Кириенко /Дмитрий Рухлецкий / Росконгресс

    Похожий путь стремится проделать и Федерация прыжков в воду. По словам президента организации Станислава Дружинина, раньше по ТВ прыжки в воду показывали только на Олимпийских играх. Но в 2022-м Федерация добилась того, чтобы «Матч ТВ» начал транслировать внутренние турниры, это вызвало интерес спонсоров. 

    «За прошлый год турниры по прыжкам в воду на ТВ и в соцсетях посмотрело 18 млн человек, – рассказал Дружинин. – Раньше наши спортсмены были не приучены к полным трибунам, а уже в этом году на Кубке евразийских стран в Саратове стояла очередь. Сейчас мы активно ищем партнерства с букмекерами».

    Президент компании Pari Руслан Медведь заявил, что при заключении контракта с той или иной федерацией или клубом для букмекера важна популярность проекта и количество ставок на вид спорта. Но эти условия не являются обязательными. 

    «Бывает, что федерация настолько креативная, энергия прет, и мы соглашаемся на сотрудничество, потому что видим потенциальный охват, – сказал Медведь. – Яркий пример – Федерация регби, в этом виде спорта принимается немного ставок, но есть большие охваты. Мы делаем масштабные совместные проекты. Например, сейчас проводим интерактивную перепись всех регбистов России». 

    Впрочем, российской спортивной индустрии есть, куда развиваться, напомнил Медведь: «Хочется больше огня. Важно помнить, что шоу-бизнес дополняет спорт. Супербоул показывает невероятные цифры и привлекает спонсоров, потому что это смесь шоу и спорта. Хочется видеть в нашей индустрии молодых заряженных людей».