10 крупнейших букмекерских контрактов в российском спорте

    «Рейтинг Букмекеров» и «Ведомости. Спорт» собрали главные беттинг-сделки сезона 2022/23
    «Рейтинг Букмекеров» и «Ведомости. Спорт»

    Суммарная стоимость 10 крупнейших букмекерских контрактов в российском спорте – 10,01 млрд руб. в год. Цифра кажется внушительной, но это менее 1% от объема букмекерского рынка в России, который, по данным Единого регулятора азартных игр (ЕРАИ), оценивается в 870 млрд руб.  

    Вообще, 10 млрд руб. – это меньше доходов «Зенита» за 2022 г. (16,2 млрд) и чуть больше, чем заработал «Краснодар» (9,4 млрд). А еще это в 22 раза меньше выручки «Фонбет», крупнейшего букмекера по этому показателю в индустрии. И немногим больше доходов БК «Леон» (8,21 млрд). 

    Другая интересная деталь – на отчисления федерациям и на развитие массового спорта букмекеры потратили в 2022 г. 13,8 млрд руб. А суммарная стоимость беттинг-контрактов РПЛ и клубов лиги – 6,1 млрд руб. в год. 

    Крупнейшие беттинг-партнерства в российском спорте /«Рейтинг Букмекеров» и «Ведомости. Спорт»

    При этом важно отметить: за последний год рынок спонсорства в России серьезно вырос. Некоторые клубные контракты с букмекерами уже соизмеримы с цифрами из Английской премьер-лиги. Например, сделки «Эвертона» и Stake и «Вест Хэма» c Betway – это 10 млн фунтов в год, то есть около 1 млрд руб. , как у «Динамо» и Betboom. И это не самые скромные контракты в АПЛ. «Брайтон» получал от American Express 8 млн фунтов (800 млн руб.) в год, «Саутгемптон» от Sportsbet – 7 млн фунтов (750 млн руб. в год). Правда, до европейских топ-клубов российским командам еще далеко. 

    РПЛ и Winline  

    Сумма в год 2,76 млрд руб.  

    Срок до конца сезона 2025/26 

     Этот контракт – самый крупный в российском спорте. Еще прошлой весной букмекерским спонсором лиги должна была стать «Лига Ставок». Но в мае 2022-го компания отозвала предложение на 15 млрд руб. за четыре года (3,75 млрд в год). 

    На то, чтобы стать спонсором РПЛ, претендовали почти все букмекеры. BetBoom предлагал 7,2 млрд руб. за четыре года (1,8 млрд в год), Fonbet был готов платить 10,1 млрд за четыре года (2,52 млрд в год), «Мелбет» – 10,5 млрд (2,62 млрд). Но самым мощным оказалось предложение Winline – 11,04 млрд руб. за четыре года. Оно и победило.  

    РПЛ повезло. Объем спонсорской поддержки увеличился практически в пять раз («Лига Ставок» платила 600 млн руб. в год). Весь сезон 2022/23 Winline и РПЛ продвигали чемпионат России как Лигу супергероев. У футболистов и тренеров были соответствующие прозвища, по ТВ крутили ролики, а на улицах Москвы появилась наружная реклама с упоминанием лиги и букмекера.  

    Одежда из капсульной коллекции Winline, РПЛ и дизайнера Тиграна Аветисяна /РПЛ

    Под брендом Winline снимается ютуб-шоу с игроками РПЛ, проходят Зимний кубок лиги и главный матч каждого тура, перед которым выступают популярные артисты. Так, на разогреве у «Зенита» и «Спартака» на финише сезона свои главные хиты исполнила группа «Тату». Дуэт воссоединился буквально на один вечер.  

    Букмекер захватил все премии и специальные призы чемпионата России: и тренер месяца, и игрок года теперь объявляются в партнерстве с Winline. Также впервые появилась премия «Герои года», где награды получили лучшие представители футбольной индустрии. По данным организаторов, в голосовании за номинантов премии приняли участие более 20 000 человек.  

    Кубок России и Fonbet 

    Сумма в год 2,5 млрд руб. 

    Срок на сезон 2022/23 с возможностью продления на три года 

     Перед началом сезона 2022/23 в Fonbet были уверены, что Кубок России – с учетом смены формата турнира из-за отстранения российских клубов от еврокубков, вызовет не меньший интерес, чем РПЛ, поэтому были готовы платить в 16 (!) раз больше, чем «Бетсити» за прошлый год. 

     Ставка сработала. Новый спонсорский контракт, схема розыгрыша с групповым этапом и плей-офф с двойным вылетом, блогерские команды «Амкал» и 2Drots точно сделали турнир интереснее. 

    Значительно выросли призовые клубов за участие в Кубке России. По словам гендиректора Fonbet Сергея Анохина, перед полуфиналом «Краснодар» – «Урал» больше всего в турнире заработали ЦСКА (225 млн руб.), «Урал» (148 млн.) и «Краснодар» (112 млн). Победитель суперфинала ЦСКА получил еще 75 млн руб. 

    Футболисты ЦСКА с Кубком России /ПФК ЦСКА

    Для сравнения: в прошлом сезоне призовой фонд турнира составлял 152,8 млн руб., победитель Кубка России 2021/22 «Спартак» заработал 40 млн руб. (меньше, чем «Акрон», дошедший до первого этапа финала Пути регионов сезона 2022/23, 46 млн руб.). 

    Fonbet получил размещения баннеров на 160 матчах, которые часто собирали больше зрителей на трибунах, чем в РПЛ, совместил матч звезд между командами «Пути РПЛ» и «Пути регионов» с Квинси Промесом, Сергеем Пиняевым и тренером Валерием Газзаевым с жеребьевкой плей-офф.  

     КХЛ и Fonbet  

    Сумма в год 1,5 млрд руб.  

    Срок до конца сезона 2024/25 

     До сезона 2022/23 Fonbet был эксклюзивным партнером КХЛ пять лет – клубам не дозволялись спонсорские контракты в беттинг-категории. В этом сезоне ситуация изменилась. Контракт переподписали на новых условиях. Теперь у Fonbet нет эксклюзива, но есть нейминг лиги на два сезона. 

    КХЛ исполнилось 15 лет, и по случаю юбилея лига в сотрудничестве с титульным партнером заготовила специальные активации: например, выбирали сборную 15-летия и ставили огромный ледяной куб с лого сезона в Москва-Сити. 

    Хоккеисты ЦСКА с Кубком Гагарина /ХК ЦСКА

    Особенное внимание уделили работе со зрителями. По матчам КХЛ ездила «Студия болельщика» – в брендированной фотобудке можно было записать пожелание любимой команде и попасть на экран арены. Еще Fonbet собирал истории и выбирал лучшего болельщика КХЛ, а также забрендировал весь звездный уик-энд в Челябинске – с выступлениями ST, Клавы Коки и Егора Шипа. 

    «Динамо» и BetBoom  

    Сумма в год 1 млрд руб. 

    Срок до конца сезона 2025/26 

    Соглашение «Динамо» и BetBoom – крупнейшее для клуба и букмекера в российском спорте. Огромный контракт в два с лишним раза больше, чем нейминг команды РПЛ «Пари НН». 

    BetBoom выбрал «Динамо» как самый растущий клуб РПЛ – и по подписчикам в соцсетях, и по посещаемости – который готовился праздновать столетие. 

    Эмблема «Динамо» в ГУМе /ФК «Динамо»

    К вековому юбилею заготовили уникальную активацию. «Динамо» и BetBoom открыли «Динамо СТОр» в ГУМе площадью больше 400 кв. м., а затем букмекер согласился не размещать логотип на юбилейной форме. 

    Из менее статусного – интеграция в световое шоу к столетию, розыгрыши мерча и PS5, игровая зона на стадионе «Динамо». 

    Первая лига и «Мелбет» 

    Сумма в год 500 млн руб.  

    Срок до конца сезона 2024/25 

     В сезоне 2022/23 титульный спонсор сменился и у Футбольной национальной лиги (ФНЛ). Теперь это не «Олимп», а «Мелбет», да и турнир называется не ФНЛ, а Первая лига. «Мелбет» выиграл аукцион с суммой 1,5 млрд за три года. «Олимп» платил 150 млн за четыре. 

    Казалось, сделка может стать очень выгодной – игры Первой лиги вернулись на «Матч ТВ» (10 игр на главном канале, 38 – на «Матч! Премьер»). Но уже в начале 2023 г. «Мелбет» выражал недовольство предварительными итогами. 

    «Рубин» – чемпион «Мелбет»-Первой лиги /ФК «Рубин»

    В интервью «РБ Бизнес» директор по маркетингу «Мелбет» Роман Кожевников заявил, что контракт «должен быть пересмотрен, включая коммерческие условия», мотивируя свой тезис снижением вовлеченности аудитории: «Еще летом люди читали про спорт, а сейчас – совершенно про другие вещи». Но соглашение действует до сих пор и на прежних условиях. 

    В сезоне 2022/23 Первая лига запускала несколько ярких акций – Fun ID (вход на стадион с улыбкой), цифровая система рекомендаций судей, «Вторая карьера» для адаптации игроков после спорта и индекс атакующего футбола. Но с ними «Мелбет» соприкасался только как титульный спонсор всей лиги. 

    СКА и «Лига Ставок»  

    Сумма в год около 500 млн руб.  

    Срок до конца сезона 2024/25 

    «Лига Ставок» отказалась от контрактов с клубами РПЛ и поступательно увеличивает присутствие в хоккее. С 2017-го сотрудничает с Федерацией хоккея России – все матчи и туры сборной проходят под брендингом букмекерской компании. 

    В 2022 г. стала партнером НХЛ в России и СНГ, до сентября 2022 г. действовал и спонсорский контракт с Международной федерацией хоккея. 

    Перед началом сезона 2022/23 «Лига Ставок» подписала контракт и со СКА.

    Айсгерл с флагами СКА и «Лиги Ставок» /ХК СКА

    «Нам очень импонирует подход «Лиги Ставок» к делу, – говорил о партнере главный тренер СКА Роман Ротенберг. – Ее философия совпадает с нашей – ставить перед собой максимальные задачи и добиваться максимального результата. У СКА – самая большая в КХЛ онлайн-аудитория, более миллиона человек». 

    В интервью «Спорт день за днем» президент «Лиги Ставок» Юрий Красовский объяснял, что после спонсорства РПЛ компания пока не готова работать с каким-то конкретным клубом в чемпионате России, но хотела бы вернуться в футбол «по-взрослому». 

    «Пари НН» и Pari 

    Сумма в год 450 млн руб.  

    Срок до конца сезона 2024/25 с возможностью продления 

    Кейс Pari и «Пари НН» – уникальный. Это первый брендинг названия команды РПЛ от коммерческого партнера (еще и не связанного с владельцами). 

    Шоу устроили даже из анонса контракта. Летом 2022 г. в Нижнем Новгороде провели офлайн-мероприятие: представили новый логотип и фирменный стиль команды, запустили капсульную коллекцию футболок, пообщались с болельщиками и показали шоу дронов – они образовали в воздухе новый логотип «Пари НН». 

    Шоу дронов от «Пари НН» /ФК «Пари Нижний Новгород»

    Привлекали внимание вакансиями – 3 сентября, например, искали переворачивателя календаря под матч «Пари НН» – «Факел», конкурсами футболок с уникальным дизайном. 

    Вместе с болельщиками сделали игровую форму на весеннюю часть сезона со стрелками в виде богатырской кольчуги, а еще выпустили коллекцию мерча – снова с отсылками к стрелке Оки и Волги. 

    Параллельно Pari захватил весь спорт в Нижнем Новгороде. Баскетбольный клуб Единой Лиги ВТБ теперь называется «Пари Нижний Новгород», у «Торпедо» из КХЛ – тоже партнер Pari. 

    «Спартак» и Winline  

    Сумма в год 350 млн руб.  

    Срок до конца сезона 2025/26 

    Весной 2022-го «Спартак» и Winline переподписали контракт до 2026 г. Получилось, что партнерство клуба и букмекера – одно из длиннейших в РПЛ. Winline и «Спартак» вместе с 2016 г. 

    При поддержке Winline «Спартак» полностью обновил сайт и приложение, разыгрывал ретро-футболки (Winline согласился не размещать на них логотип), выбирал лучших игроков каждого месяца и устраивал просмотр гостевых матчей на стадионе. 

    «Спартак» в феврале выиграл Winline Зимний кубок РПЛ /ФК «Спартак»

    Были и другие активности. Например, «Спартак» и Winline поддерживали Лигу «Фратрии» по «Что? Где? Когда?», букмекер дарил фрибет в размере стоимости абонемента, показывал зимние товарищеские матчи команды и проводил перепись красно-белых болельщиков, а перед сезоном 2022/23 катал спартаковцев на барже Winliner. 

     И все же свежий контракт BetBoom с «Динамо» вынуждает «Спартак» задуматься насчет эффективности соглашения с Winline. За ситуацией следят BetBoom и Fonbet, которые также обращались в «Спартак» по поводу сотрудничества. 

    «Зенит» и Winline  

    Сумма в год 250 млн руб.  

    Срок до конца сезона 2022/23 

     В начале сезона у «Зенита» истек контракт с техническим спонсором Nike, и место на груди формы чемпиона занял Winline.  

    На «Газпром Арене» открыли Winline Fast Track – по ставке на матч «Зенита» можно было пройти на матч по ковровой дорожке без очередей – ее рекламировал Андрей Аршавин фразой: «Раньше ваши ожидания были вашими проблемами». 

    «Зенит» – действующий чемпион России /ФК «Зенит»

    Еще «Зенит» с Winline выпустили авангардную коллекцию повседневной одежды. Футболисты приехали в ней на матч с «Пари НН» – ее разыгрывали через секретную витрину на Невском проспекте. 

    Букмекер показывал на ютуб-канале товарищеские матчи «Зенита, а в честь Winline на стадионе переименовали одну из трибун. 

    «Ак Барс» и Winline  

    Сумма в год 200 млн руб.  

    Срок до конца сезона 2024/25 

    «Ак Барс» тоже подписал контракт с букмекером перед началом этого сезона – и принялся креативить. Анонсировали сделку фразой «переворачиваем игру» с крутящимся Данисом Зариповым, а потом сделали несколько заметных проектов. 

    Комик Денис Дорохов на матче «АК Барса» /ХК «Ак Барс»

    Обновили стадион: на «Татнефть Арене» украсили трибуны и фойе, перед первым матчем финала Востока против «Авангарда» на льду устроили проекционное шоу и доставили мерч на трибуны с помощью парашютов. 

    Также снимали для ютуба Winline Skills, где хоккеисты выполняли футбольные челленджи на льду, разыгрывали болельщиков и т.д. Кроме того, в партнерстве с букмекером клуб выпустил коллекцию одежды. 

    Материал предоставлен «Рейтингом Букмекеров»