Спортивных телешоу становится больше: формат востребован аудиторией

    Производство стоит дорого, но окупается за счет спонсоров
    Самые популярные выпуски спортивно-экстремального шоу «Суперниндзя» смотрят 10 млн россиян старше четырех лет /Пресс-служба СТС

    Нынешней осенью на телеканале «2 х 2» показали первый сезон регбийного шоу «Раз на раз», в котором спортсмены, блогеры и селебрити боролись за главный приз – 100 000 руб. Участники делились на пары. Нападающему нужно было продавить защитника на 10 м газона и занести мяч за линию. После каждой попытки герои менялись ролями. Побеждал тот, кто набрал больше баллов по итогам двух раундов.

    В комментариях к финальному эпизоду один из зрителей поинтересовался у создателей «Раз на раз», «зачем на канале с мультиками спортивное шоу». Но в телесезоне 2023/24 подобные программы с соревновательными элементами присутствуют в сетке вещания нескольких каналов. Экстремальная «Лига героев» выходит на «Матч ТВ», спортивно-интеллектуальное шоу «Вызов» с ведущим Дмитрием Губерниевым – на ТНТ, «Суперниндзя» – на СТС.

    Корнелюк и быки

    Прообразом современных российских спортивных телешоу со сложными испытаниями можно считать простую передачу «Папа, мама, я – спортивная семья» из советского телевизора 1970-х. В 1984 г. программу закрыли и возобновили на канале РТР (теперь «Россия-1») спустя 15 лет. Ведущим стал певец и композитор Игорь Корнелюк.

    «На «Спортивной семье» Корнелюк выглядел как Дед Мороз на елке: добрый, румяный, с подарками, – рассказывает «Ведомости. Спорту» один из продюсеров программы, пожелавший сохранить анонимность. – Недавно пересмотрел две передачи – мама дорогая! Спортзал в стиле 1990-х, на крупных планах в полу видны гвозди, участники кто в чем. Весело! Насколько я помню, один выпуск обходился нам в 40 000–50 000 руб. ($1600–2000 по тогдашнему курсу. – «Ведомости. Спорт»), еще около 30 000 руб. закладывали на призы. Смешные деньги для сегодняшнего телевидения».

    Собеседник «Ведомости. Спорта» поясняет, что бюджет уходил на «простенький инвентарь и разное по мелочи». Больших расходов не требовалось, потому что серьезной ставки на программу не делали. «У нее была задача популяризировать спорт и хоть как-то раскрасить сплошной криминал в сетке вещания, – рассказывает продюсер. – Мы подумали, что если хотя бы одна российская семья утром выходного дня проснется в хорошем настроении, то это будет шикарно. Считаю, до «Больших гонок» спортивного шоу лучше в стране не было».

    «Большие гонки» – отечественная адаптация французской телеигры Intervilles, которую в 1962 г. создали продюсеры Гай Люкс и Леон Зитроне. Изначально в каждом выпуске шоу команды двух городов Франции соревновались в различных спортивных конкурсах. Но затем тогдашний президент страны Шарль де Голль решил использовать шоу для укрепления международных отношений – и соревноваться стали города Европы.

    В России премьера «Больших гонок» состоялась в сентябре 2005 г. Четыре звездные команды (России, Украины, Франции и Китая) состязались в эстафете и индивидуальных конкурсах, зарабатывая очки. В финале участники наперегонки взбирались в гору с помощью гимнастических палок: чем больше очков было заработано на предыдущих этапах, тем выше начинал свой путь каждый коллектив. Колорита телекартинке добавляли 50 специально обученных боевых коров (в передаче их называли быками), которых использовали в нескольких конкурсах.

    Россия участвовала в шоу до 2014 г., а в составе команды в разные сезоны выступали известные спортсмены: хоккеист Илья Ковальчук, борец Хасан Бароев, фехтовальщик Ильгар Мамедов, гимнаст Алексей Немов и др.

    При этом программа получала неоднозначные отзывы. Дмитрий Нагиев, работавший ведущим на «Больших гонках», спустя несколько лет после завершения проекта в одном из интервью раскритиковал шоу за «псевдозадушевность, растянутый хронометраж и отсутствие креатива».

    Дерзкий контент

    «Сейчас креатив не стоит на месте, люди стараются выходить за привычные рамки при создании контента, – рассуждает в интервью «Ведомости. Спорту» идеолог и ведущий шоу «Раз на раз» Кирилл Кошарин. – Все привыкли, что «2 х 2» – это про юмор и хулиганство. А мы хотели показать, что делать это можно не только в анимационных проектах. И привлекать новую аудиторию, у которой есть запрос на мощный, дерзкий и динамичный контент».

    Кошарин рассказывает, что идея шоу родилась в том числе из-за растущей популярности «сокращенных» видов спорта, таких как хоккей и баскетбол 3 х 3. По пути адаптации востребованного офлайн-продукта под телеформат пошли создатели шоу «Лига героев». Его участники преодолевают препятствия на трассе, размещенной на воде. Спортсменов подбадривают ведущие – блогеры Габар и Алексей Столяров, а также журналист «Матч ТВ» Ольга Петрикова.

    «У нас уже был готовый проект – «Арена героев», который впервые прошел в 2018 г. в Парке Горького, – говорит «Ведомости. Спорту» руководитель пресс-службы «Лиги героев» Мария Потапенко. – Он получился зрелищным (площадь полосы препятствий составляла около 2000 кв. м. – «Ведомости. Спорт»), молодые спортсмены эмоционально реагировали, снимали свое прохождение трассы и активно постили в соцсетях. Поэтому возникло желание сделать из этого ТВ-шоу».

    По словам Потапенко, появлению «Лиги героев» на «Матч ТВ» способствовала популярность аналогичного шоу «Арена блогеров», выходившего на YouTube и во «Вконтакте». В среднем один выпуск набирал от 500 000 просмотров.

    Продюсер спортивно-развлекательного шоу «Суперниндзя» Фатима Гаппоева вдохновилась успехом других подобных проектов СТС («Форт Боярд» и «Полный блэкаут»).«Суперниндзя» – неофициальное продолжение российской адаптации японской франшизы Sasuke Ninja Warrior, выходившей под названием «Русский ниндзя» три сезона (первые два – на «Первом канале», третий – на СТС).

    «Мы захотели диверсифицировать развлекательные шоу на нашем канале, время показало, что это был правильный ход, – объясняет «Ведомости. Спорту» Гаппоева. – Самые популярные выпуски «Суперниндзя» на СТС смотрит в среднем 10 млн россиян в возрасте от четырех лет. И этот показатель более чем в два раза превышает число телезрителей самых популярных матчей Континентальной хоккейной лиги. Шоу является не только самым рейтинговым на СТС, но и наиболее стабильным: показатели не падают от сезона к сезону».

    Съемки второго сезона шоу прошли в Минеральных Водах, куда прибыли 45 грузовиков с оборудованием. Команда из 180 специалистов за несколько недель соорудила трассу на площади около 30 000 кв. м. Только для ее освещения потребовалось более 1200 ламп, фонарей и прожекторов. Центральным элементом конструкции стала башня высотой 26 м.

    Условия для участников в «Суперниндзя» усложнились: им нужно не только максимально быстро преодолеть полосу препятствий, но и по ходу собрать светящиеся кольца. Если оно упадет в воду, атлет выбывает из проекта. В борьбу за главный приз – 5 млн руб. (его обладатель определится в середине декабря) – вступили очень разные люди. Среди участников есть не только профессионалы гонок с препятствиями, но и пожарные, полицейские, скалолазы, бойцы ММА, а также потомственный помощник машиниста электровоза, дрессировщик медведей, артист балета Филиппа Киркорова и даже олимпийский чемпион Ванкувера-2010 по лыжным гонкам Никита Крюков.

    «Русский ниндзя» вышел в 2021 г., после пандемии, когда большой спорт долго сидел на карантине, – рассказывает Гаппоева. – Цифры показали, что зритель соскучился по спортивным соревнованиям любого рода. Это еще одна важная причина, по которой мы решили развивать проект. Причем наши атлеты сражаются не только с препятствиями, но и с погодой: на съемках первого сезона в Минводах беспробудно шел дождь. Погодные условия разбаловали зрителя – когда дождя не было, им было уже не так интересно смотреть. В комментариях нам писали: даже не пытайтесь показать серию без дождя».

    Инвестиция в будущее

    По словам Потапенко, спортивное телешоу – это не всегда дорого. На некоторых статьях расходов можно сэкономить. Например, полосу препятствий для «Лиги героев» на «Матч ТВ» построили из оборудования, которое компания «Лига героев» – организатор крупных массовых мероприятий – использует для своих проектов. «Сооружение трассы, как правило, является одной из самых затратных строчек в бюджете, – добавляет Потапенко. – А нам удалось найти золотую середину, сделав недорогое, но яркое ТВ-шоу».

    Потапенко уточняет, что сейчас телепроект выходит в ноль в том числе благодаря генеральному спонсору – Газпромбанку. «Форма участников требует минимума: в нашем случае это только футболки, – продолжает она. – Площадка тоже немного – мы благодарны Гребному каналу, который поддержал инициативу и позволил арендовать красивую локацию на спецусловиях. Тратимся в основном на продакшн и спецэффекты. Но если сравнивать «Лигу героев» с Ninja Warrior или The Titan Games (американское телешоу с конкурсами на силу и выносливость. – «Ведомости. Спорт»), то это совсем иная ценовая категория. Наше шоу в разы дешевле».

    «Суперниндзя», по словам Гаппоевой, окупается, но обходится дорого из-за масштабов проекта. На площадке размещается съемочная группа (около 300 человек), участники (второй сезон собрал 175 человек), их родственники (250 человек), а также зрители. «А еще это разработка и тестирование всех испытаний, полгода кастинга перед запуском проекта и, самое сложное, долгий и кропотливый монтаж отснятого материала», – резюмирует Гаппоева.

    Создатели «Раз на раз» пока об экономической эффективности не мечтают, они рады, что новое шоу получило свою аудиторию и позитивный отклик от регбийного сообщества. «Первый сезон показал хорошие цифры, хотя это был пробный проект, когда мы многое меняли по ходу, – говорит Кошарин. – Можно делать дешево, но мы продаем шоу рекламодателям и зрителям. Поэтому хочется красивую картинку, а это стоит дорого. Но все это инвестиции в будущее, окупаемость будет позднее».