«Формула-1», UFC и Главная лига бейсбола готовятся сменить вещателя в США

    Новые контракты должны значительно увеличить теледоходы организаторов соревнований
    IMAGO / PanoramiC / ТАСС
    IMAGO / PanoramiC / ТАСС

    В 2025 г. сразу три крупных соревнования – автогоночная «Формула-1», ММА-промоушен UFC и Главная лига бейсбола (MLB) – готовят новые сделки по ТВ-правам в США. Америка – ключевой рынок для большинства топ-лиг. По оценкам S&P Global, в 2024 г. выплаты за спортивные права в США составили рекордные $29,54 млрд – это около 47% дохода от телеправ в мире.

    Сейчас «Формулу-1», UFC и MLB в США транслирует ESPN, которым владеет Disney. Но все три турнира могут покинуть текущего вещателя ради роста доходов и развития бизнеса.

    Цель – двукратный рост

    Согласно отчету компании – владельца «Формулы-1» Liberty Media, в 2024 г. доход автосерии достиг $3,65 млрд, что на 14% выше цифры 2023 г. ТВ-права составляют 32,8% (самая крупная доля) выручки серии. Liberty Media, по данным Financial Times, начала обсуждать с ESPN новую сделку по телеправам в США еще в ноябре 2024 г., но переговоры провалились – эксклюзивный период для продления соглашения завершился 1 января 2025 г.

    Текущий контракт «Формулы-1» с ESPN действует с 2022 г. и истекает после сезона-2025. Financial Times оценивает его в $90 млн в год и добавляет, что «Формула-1» нацелена на серьезный скачок доходов в следующем цикле. По данным Sports Business Journal, серия планирует получать $160–180 млн в год и мотивирует аппетиты тем, что в 2026-м «Ф-1» ждут серьезные перемены: новый технический регламент и два новых участника – «Ауди» и «Кадиллак» – должны добавить интриги.

    По данным Sports Pro, ESPN не намерен вступать в битву за «Формулу-1». Несмотря на рост глобального внимания к чемпионату (+50 млн поклонников за три года с 2021 г., согласно Nielsen Sports), в Америке «Ф-1» пока проигрывает в популярности Nascar (интерес 38% аудитории против 62%). А зрительская аудитория «Ф-1» на ESPN за год упала на 3% (1,13 млн зрителей в среднем в 2024 г. против 1,16 млн в 2023-м), что тоже заставляет телеканал осторожничать.

    Среди потенциальных претендентов на телеправа «Ф-1» в США называют два стриминг-сервиса – Netflix и Apple TV+. Netflix еще в 2022-м предлагала сделку на три года стоимостью $80 млн, но серия продлила контракт с ESPN на улучшенных условиях (+$15 млн в год).

    С тех пор отношение к стриминг-сервисам изменилось. Эксперты Ampere Analysis считают, что в 2025 г. расходы платформ на спортивные трансляции могут достигнуть 23% от суммарных инвестиций в права на спорт – порядка $11 млрд. При этом, по данным аналитиков MNTN, 88% взрослых американцев подписаны хотя бы на один стриминговый сервис, а 53% смотрят спортивные события на стримингах не реже одного раза в месяц. Insider Intelligence прогнозирует рост этого показателя до 65% к 2027 г.

    По данным SportsPro, в 2024-м Apple, финансирующая фильм F1 с Брэдом Питтом, предлагала Liberty Media $2 млрд за глобальные права на «Формулу-1», но долгосрочные действующие сделки за пределами США вряд ли позволят осуществиться этому плану.

    The Times считает главным претендентом на телеправа «Ф-1» в Штатах Netflix. У платформы крупнейший контент-бюджет среди стриминговых сервисов: в 2024 г. он составил $15,5 млрд, а согласно SportsPro, к 2027 г. может добраться до $17,6 млрд. К тому же документальный сериал Drive To Survive от Netflix сыграл ключевую роль в увеличении аудитории гонок.

    «Мы выбираем мероприятия с большой аудиторией и широким резонансом», – сказал исполнительный директор Netflix Тед Сарандос на ежегодной пресс-конференции стриминга. В спортивном портфолио сервиса уже значатся сделки с ФИФА (футбольный чемпионат мира среди женщин 2027 и 2031 гг.), Национальной футбольной лигой (рождественские матчи НФЛ), а трансляция боксерского поединка Джейка Пола и Майка Тайсона установила рекорд сервиса (108 млн просмотров). Кроме того, в 2024-м Netflix заключила 10-летнюю сделку с World Wrestling Entertainment (WWE) на сумму $5 млрд. 6 января 2025 г. дебютный выпуск флагманского еженедельного шоу Raw заняло первое место среди программ стриминга в США, обойдя второй сезон «Игры в кальмара».

    Цель – $1+ млрд в год

    По данным Bloomberg, UFC хочет зарабатывать на телеправах в США свыше $1 млрд в год – это в три с лишним раза больше, чем гарантирует текущий пятилетний контракт с ESPN на $1,5 млрд, завершающийся в конце 2025 г.

    Стороны находились в эксклюзивном переговорном окне с января по апрель, но к общему знаменателю не пришли. Марк Шапиро, президент и главный операционный директор TKO Group (компания – владелец UFC и WWE), заявил в октябре, что при продлении сделки рассчитывает на увеличение эфирного времени на других платформах Disney, таких как телеканал ABC и стриминг Hulu. Сейчас бои UFC в основном транслирует стриминг-сервис ESPN+, а топовые турниры показывают и на основном канале.

    Согласно источникам Bloomberg, UFC настроена сохранить партнерство с ESPN. Президент промоушена Дэйна Уайт заинтересован в 10-летнем соглашении, а недавний громкий анонс нового боксерского промоушена в рамках долгосрочного партнерства между Главным управлением развлечений Саудовской Аравии, TKO и компанией Sela может укрепить позицию UFC в переговорах.

    Но несколько факторов заставляют сомневаться в их успешности. В марте во время трансляции UFC 313 у зрителей возникли проблемы с оплатой, а ESPN отказался компенсировать пользователям расходы, предоставив лишь запись мероприятия, – Уайту это не понравилось.

    Снижение продаж платных трансляций также добавляет напряженности. Падение объясняют ростом цен ($80 за турнир), перенасыщением рынка и отсутствием звездных поединков. А сокращение эфиров UFC на кабельных каналах ESPN только усугубляет проблему. Но у UFC есть и крутые цифры: пиковая аудитория апрельского турнира UFC 300 на ESPN достигла 2,49 млн зрителей и среднего показателя свыше 2 млн.

    Bloomberg сообщает, что кроме ESPN TKO рассматривает минимум четырех претендентов на ТВ-права в США – Amazon Prime Video, Netflix и YouTube, а также телеканал TNT, потерявший трансляции НБА. Наиболее активный интерес проявляет Netflix, подтвердил Шапиро.

    Цель – больше внимания

    MLB точно не останется на ESPN в 2026 г. В феврале стало известно, что лига завершит 35-летнее сотрудничество с медиахолдингом после сезона-2025. Стороны взаимно решили прервать соглашение, которое приносило лиге $550 млн в год и должно было действовать до 2028 г. Решение, как следует из письма комиссионера MLB Роба Манфреда владельцам команд, связано с сокращением на канале контента, посвященного MLB, вне прямых трансляций.

    ESPN стремился снизить выплаты лиге, ссылаясь на переоценку прав. MLB отвергла эти претензии, указав, что другие вещатели – Fox ($714 млн в год за игры плей-офф и Мировую серию) и Turner Sports ($470 млн в год за игры по вторникам и воскресеньям) платят еще больше. Также Манфред акцентировал внимание на снижении охвата ESPN – количество домохозяйств с подпиской сократилось с момента подписания соглашения.

    Разрыв контракта со стороны ESPN действительно выглядит странным, учитывая ТВ-рейтинги MLB. В 2024 г. воскресные трансляции стали самыми просматриваемыми за пять лет (1,5 млн зрителей в среднем), а матч – открытие сезона-2025 на ESPN собрал 1,93 млн зрителей, достигнув пика в 2,23 млн (рекорд за семь лет).

    Единственная общепризнанная проблема MLB – выматывающий регулярный сезон из 162 матчей для каждой команды, что отпугивает многие телеканалы. Лига даже создала собственный стриминг-сервис MLB.TV, который позволяет болельщикам смотреть не транслируемые на ТВ игры.

    «Мы ожидаем, что в течение следующих нескольких недель у нас будет как минимум две потенциальные ТВ-сделки для рассмотрения», – так Манфред закончил письмо владельцам. Пока о конкретных предложениях не сообщалось, но, по данным инсайдеров SportsPro, MLB уже ведет переговоры с Amazon, NBC и Netflix. Fox также может включиться в борьбу.

    Цель – новый проект

    В США права на прямые спортивные трансляции остаются ключевым активом для медиакомпаний, гарантируя большую единовременную аудиторию и лояльных подписчиков. Дополнительная уникальность такого контента в его незаменимости: для фанатов конкретного клуба или вида спорта потеря прав на один чемпионат не компенсируется доступом к другому. Все это делает телеправа высококонкурентным товаром. Несмотря на это, ESPN планирует отказаться от трансляций трех элитных соревнований. По данным SportsPro, это объясняется несколькими факторами.

    В 2024 г. доход ESPN вырос на 8% до $4,81 млрд, что обеспечило прибыль в $228 млн. Но стриминг ESPN+ лишился 700 000 подписчиков, что привело к потерям на $24,9 млн. Также компания инвестировала значительные средства в контракты с НБА ($2,6 млрд ежегодно) и плей-офф студенческого американского футбола ($7,8 млрд за шесть лет) и теперь намерена более рационально расходовать средства.

    Крах проекта Venu Sports, совместного стриминга Disney, Fox и Warner Bros Discovery, усугубил ситуацию. Анонсированный в феврале 2024 г. сервис с ежемесячной подпиской $42,99 и доступом к контенту 14 спортивных сетей столкнулся с антимонопольным иском от стриминга Fubo, поддержанным крупнейшими телесетями США DirecTV и EchoStar. Истцы утверждали, что Venu Sports создаст нечестные условия, сосредоточив 55% спортивных прав США в одних руках. Длительные судебные процессы и логистические сложности привели к закрытию проекта в начале 2025 г.

    23 апреля Disney через ESPN объявила о запуске осенью 2025 г. собственного стриминг-сервиса под названием DTC с подпиской в диапазоне $25–30 в месяц. Главная цель проекта – расширить аудиторию среди молодых демографических групп, которые не пользуются кабельным телевидением. Сервис объединит спортивный контент ESPN с библиотекой Disney+ и Hulu, предлагая гибкие пакеты. По информации SportsPro, реализация проекта требует ощутимых вложений и тормозит переговоры со спортивными лигами.