Владельцу команды «Формулы-1» грозит штраф за связь с Россией. Его компанию подозревают в нелегальных поставках оборудования

    18 заказов для предприятий ВПК на сумму $2,8 млн
    Джин Хаас основал компанию Haas в 1983 г. Его гоночная команда выступает в «Формуле-1» с 2016 г. /Mark Thompson / Getty Images

    Американскую компанию Haas, которой принадлежит одноименная команда «Формулы-1», подозревают в ведении бизнеса с российскими предприятиями в обход санкций. По информации новостного портала NewsHour, Haas якобы поставляла в Россию станки, которые используются предприятиями военно-промышленного комплекса (ВПК).

    В ответ на обвинения журналистов вице-президент Haas Питер Зирхут заявил, что компания уже более года не ведет сотрудничество с российскими партнерами – с 3 марта 2022 г. она прекратила поставки станков, запасных частей и какого-либо оборудования на российский рынок. Журналисты же считают, что Haas продолжала поставки оборудования, в том числе предприятиям, попавшим под санкции США. По данным журналистов, всего с марта по октябрь 2022 г. таких поставок могло быть 18. Их общая стоимость оценивается в $2,8 млн.

    Среди прочего упоминаются поставки станков для прецизионной обработки деталей российской компании РАТЕП – производителю систем управления корабельными зенитными ракетными и артиллерийскими комплексами, который находится под санкциями еще с 2014 г.

    Представители Haas опровергают обвинения. Они утверждают, что компания всегда соблюдала требования властей США, касающиеся экспорта. Кроме того, в фирме заявили, что упомянутые журналистами 18 станков покинули завод Haas раньше марта 2022 г.

    Станки американского производства могли оказаться на предприятиях, попавших под санкции, с помощью компании Abamet Management LTD – единственного дистрибьютера продукции «Хаас» в России и Белоруссии. В Haas подчеркнули, что уже 3 марта разорвали отношения с этой компанией, а также отменили от нее 50 заказов, хотя на тот момент в этом не было бы нарушения санкционного законодательства.

    Тем не менее, Abamet Management LTD имела право распоряжаться оборудованием, приобретенным до 3 марта 2022 г., без ведома американцев, в том числе поставлять его после указанной даты. Как сообщает NewsHour, у этой компании много заказчиков в российском ВПК, в том числе подсанкционные структуры.

    Компания Haas считается лидером американской экономики и одним из крупнейших производителей станков в мире. К ее продукции также относится оборудование с числовым программным управлением (ЧПУ): вертикальные обрабатывающие центры и горизонтальные обрабатывающие центры, токарные станки, поворотные столы и индексаторы. Большая часть продукции Haas производится на главном предприятии компании в Окснарде (штат Калифорния, США). Компания не только владеет командой «Формулы-1», но и является совладельцем команды Stewart-Haas Racing, выступающей в гоночной серии NASCAR.

    Планы правительства США в отношении Haas пока не ясны. Одним из вероятных вариантов развития событий журналисты называют проведение расследования и крупный денежный штраф, который может сказаться на гоночном проекте Джина Хааса – американского бизнесмена, основавшего компанию в 1983 г.

    Команда «Хаас» с 2021 по начало 2022 гг. также была тесно связана с Россией. Ее титульным спонсором была компания «Уралкалий», принадлежащая российскому бизнесмену Дмитрию Мазепину. В это же время за коллектив выступал его сын Никита Мазепин, а гоночный болид был окрашен в цвета российского флага. Перед стартом сезона 2022 г. команда разорвала контракты с «Уралкалием» и Мазепиным-младшим, а также убрала цвета российского флага с болида. Гонщик судится с командой из-за долгов по зарплате, причем еще за 2021 г. Даты слушаний по этому делу пока не намечены.

    Сложности возникли и в отношениях «Хаас» с «Уралкалием». Перед стартом сезона 2022 г. российская сторона, как сообщало издание Motorsport, успела перевести американцам 12 млн евро. После резкого разрыва соглашения компания Дмитрия Мазепина потребовала вернуть деньги, так как контрактные обязательства не были исполнены. Но получила отказ и ответное требование – выплатить компенсацию за «упущенную выгоду» в 8 млн евро.