Стартует сезон «Формулы-1» – кто заменит Хэмилтона и остановят ли «Ред Булл»

    В 2024-м календарь гоночной серии насчитывает рекордные 24 этапа
    Макс Ферстаппен будет стартовать в первой гонке сезона с поул-позиции /IMAGO/DPPI

    2 марта на автодроме Сахир пройдет первая гонка нового сезона «Формулы-1» – Гран-при Бахрейна. Команды и гонщики приехали в ближневосточную страну уже почти две недели назад, чтобы провести трехдневные тесты новых болидов. Межсезонье получилось богатым на события, а расклад сил после прошлогоднего чемпионата, похоже, изменился не сильно. Чего ждать от сезона-2024 в «Формуле-1» – в материале «Ведомости. Спорта». 

    Ферстаппен идет за четвертым титулом

    «Ред Булл» провел 2023 г. тотально доминируя в «Формуле-1». Австрийская команда выиграла 21 из 22 гонок, причем 19 побед оказалось на счету Макса Ферстаппена, теперь – трехкратного чемпиона мира. Нидерландец оформил титул еще в октябре, за шесть гонок до конца сезона. Это чемпионство стало самым легким в карьере Ферстаппена. В 2021-м он завоевал титул только в последней гонке сезона в борьбе с лидером «Мерседеса» Льюисом Хэмилтоном, а год спустя первую половину чемпионата на равных соревновался с Шарлем Леклером из «Феррари». 

    На зимних тестах гонщики «Ред Булл» не оказались среди лидеров в итоговом протоколе, лучшее время показали Леклер и его напарник по «Феррари» Карлос Сайнс. Но большинство экспертов сошлись во мнении, что по среднему темпу, управляемости и надежности лидером пелотона по-прежнему остаются действующие чемпионы. И это несмотря на то, что главный конструктор «Ред Булл» Эдриан Ньюи пошел на некоторый риск и решил значительно изменить концепцию чемпионского болида. 

    Ближайшим же преследователем австрийской команды оказалась именно «Феррари». За зиму команде, отобравшей в сезоне-2023 усилиями Карлоса Сайнса единственную победу у «Ред Булл», удалось добиться существенного прогресса в развитии болида. Машина Скудерии стала менее подверженной порывам ветра и расходует шины гораздо бережнее, чем в прошлом сезоне – именно эти два недостатка принесли команде больше всего проблем в 2023-м году. В быстрых поворотах болид «Феррари» все еще уступает технике «Ред Булл», но отставание гораздо меньше, чем в сезоне-2023. 

    «Мерседес» и «Астон Мартин» также остались в группе лидеров и похоже, что гонщики этих команд Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо в 2024-м снова смогут бороться как минимум за подиумы, а возможно и за победы. «Макларен» оказался немного дальше от действующих чемпионов, но продемонстрировал существенный прогресс в сравнении с формой начала прошлого сезона. 

    Квалификация перед Гран-при Бахрейна подтвердила, что Ферстаппен снова является главным претендентом на чемпионство в этом сезоне. Нидерландский гонщик завоевал поул-позицию, опередив занявшего второе место Леклера на 0,2 секунды. Третьим стал Джордж Расселл из «Мерседеса», а в топ-9 попали все те, кого эксперты называли сильнейшими после тестов – Сайнс, напарник Ферстаппена по «Ред Булл» Серхио Перес, оба «Макларена», Хэмилтон и Алонсо. Результаты весьма плотные – первые девять гонщиков уместились в 0,5 секунды. Нидерландский чемпион по-прежнему быстрейший, но конкуренты становятся ближе. 

    Борьба за место Хэмилтона в «Мерседесе»

    Одной из интриг сезона-2024 должно стать распределение мест в командах на 2025 г. В феврале произошла самая большая сенсация в мире гонок за последние несколько лет – «Феррари» объявила о подписании контракта с Хэмилтоном. Британец проведет свой последний сезон с «Мерседесом» и уйдет в итальянскую команду в 2025-м. Переходу в Скудерию не помешало даже действующее двухлетнее соглашение – Хэмилтон воспользовался опцией досрочного расторжения контракта с коллективом, где он провел 11 сезонов и выиграл шесть титулов. 

    Трансфер Хэмилтона может запустить цепную реакцию переходов, которая затронет почти все команды. Сейчас контракты за пределами сезона-2024 есть только у шестерых гонщиков пелотона. За «Феррари» в 2025-м вместе с Хэмилтоном поедет Леклер, который незадолго до объявления о переходе британца заключил со Скудерией новый многолетний контракт. Долгосрочные обязательства связывают также Ландо Норриса и Оскара Писастри с «Маклареном», а также Джорджа Расселла с «Мерседесом». Не переживать за свое место, конечно, может и Ферстаппен – у него контракт с «Ред Буллом» до конца 2028 г. 

    Остальные 14 действующих пилотов «Формулы-1» пока не зарезервировали себе места на 2025-й. И главная борьба между пилотами скорее всего пойдет именно за место в «Мерседесе». Одним из главных претендентов на контракт с немецким производителем называют Алонсо – гонщик «Астон Мартин», несмотря на 42-летний возраст, все еще ждет своего шанса за рулем быстрой машины. И в «Мерседесе» явно будут не против того, чтобы заполучить одного из самых популярных пилотов «Формулы-1» последних двух десятилетий. 

    Еще один вариант для «Мерседеса» – забрать у «Феррари» Сайнса, место которого в 2025-м займет Хэмилтон. Но этот вариант не очень вероятен, так как слухи активно связывают будущее испанца с проектом «Ауди», который придет в «Формулу-1» в 2026-м. Есть кандидаты на место в «Мерседесе» и в командах-середняках. Например, Эстебан Окон из «Альпин», который был в молодежной программе немецкой команды, или Алекс Албон выступающий сейчас за «Уильямс». 

    Если «Мерседес» не найдет замену Хэмилтону среди действующих гонщиков, то может может отдать второй болид 18-летнему участнику молодежной программы Андреа Кими Антонелли. Итальянский гонщик дебютирует в этом сезоне в «Формуле-2», и если он хорошо себя проявит, «Мерседес» может рискнуть и дать ему шанс в «королевских гонках». Среди кандидатов на место Хэмилтона называют еще двух немецких пилотов – четырехкратного чемпиона «Формулы-1» Себастьяна Феттеля и Мика Шумахера, сына легендарного Михаэля Шумахера. 

    Рекордный календарь из 24 гонок

    Пока у организаторов «Формулы-1» не получалось провести за сезон больше 22 гонок. Такое количество этапов впервые было в календаре в 2021 г. и ситуация повторилась год спустя. В 2023-м планировалось провести 23 Гран-при, но в планы вмешалась природа. Апрельскую гонку в итальянской Имоле пришлось отменить из-за наводнения и счетчик количества этапов снова остановился на цифре 22. 

    В новом сезоне рекорд должен быть превзойден сразу на две гонки. Единственным изменением в новом календаре по сравнению с изначальной версией предыдущего стало возвращение Гран-при Китая. Этап на автодроме в Шанхае не проводился уже четыре года из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Китайская гонка дебютировала в календаре в 2004 г., из действующих пилотов в ней побеждали Риккардо, дважды Алонсо и шесть раз Хэмилтон. 

    Еще одна особенность календаря сезона-2024 – сразу три гонки пройдут в субботу. Ночной Гран-при Лас-Вегаса подвинули с привычного болельщикам воскресенья еще в прошлом сезоне. Если бы организаторы этого не сделали, то по европейскому времени старт заезда пришелся бы на раннее утро понедельника, что значительно снизило бы телевизионную аудиторию. 

    Еще две субботние гонки в 2024-м состоятся на старте сезона. Запланированное на вторые выходные марта Гран-при Саудовской Аравии нельзя было провести 10 марта, так как в этот день у мусульман начинается Рамадан. Гонку пришлось передвинуть на день раньше, а вместе с ней с воскресенья на субботу перенесли и Гран-при Бахрейна. Так у команд будет достаточно времени, чтобы перебраться из Сахира в Джидду. 

    Для экономии на логистике «Формула-1» в этом сезоне перенесла с осени на весну этап в Японии, он пройдет 7 апреля, между гонками в Австралии и Китае. В освобожденный японским этапом слот пришлось передвинуть Гран-при Азербайджана, теперь гонка вместо апреля состоится в сентябре. Дату гонки в Катаре также решили изменить – в 2023-м она стояла в начале октября, а теперь этап пройдет в 1 декабря, за неделю до финала сезона в Абу-Даби.