Женщина судит: как стать арбитром в мужской лиге

    Феминизм побеждает в НБА и НФЛ, но не в европейском футболе
    www.instagram.com/nfl/

    Начало 2021 г. в мировом спорте можно считать победой феминизма. Сразу в нескольких мужских топ-лигах случились знаковые события – матчи судили женщины. 25 января Натали Саго и Дженна Шредер отработали игру регулярного чемпионата НБА между «Орландо» и «Шарлотт» – впервые в истории лиги в бригаде арбитров оказалось сразу две женщины (а всего в судейском корпусе НБА их семь).

    Назначение двух дам вызвало большой ажиотаж, но после игры никто не обсуждал тему: Саго и Шредер ровно отсудили игру, не дав повода для разговоров. При этом они заработали разные суммы: Саго обслуживает матчи НБА на сезон дольше коллеги, а в НБА гонорар судьи зависит от стажа и находится в диапазоне $600–3500 за матч. И это в любом случае больше, чем зарабатывают арбитры в женской НБА ($425 за игру).

    Гораздо больше внимания, чем баскетбольным коллегам, досталось Саре Томас – в феврале 2021 г. она стала первой женщиной в судейской бригаде Супербоула. Томас работает в НФЛ с весны 2015 г., а с января 2019 г. не раз выступала в роли главного арбитра матчей лиги и заслужила назначение на одно из главных событий мирового спорта.

    НФЛ – закрытая лига и доходы официальных лиц не раскрывает. Но в 2018 г. портал Money.com сообщал, что за работу на Супербоуле арбитр получает около $40 000, что в 3–4 раза выше обычной ставки судьи в чемпионате НФЛ.

    СТРОГО ПО ТРАДИЦИИ

    Футбол – европейский, не американский – считается одним из самых консервативных видов спорта: любые реформы приживаются в нем с трудом. Женщины-арбитры на официальных матчах международных турниров до сих пор не стали привычной частью игры. И каждое назначение девушки-рефери становится обсуждаемой новостью. Так случилось и 2 декабря 2020 г., когда француженка Стефани Фраппар отработала в качестве главного арбитра матч Лиги чемпионов между «Ювентусом» и киевским «Динамо» в Турине. Фраппар – 37 лет, и половину своей жизни она работает футбольным рефери. В 2011 г. ей доверили судить матчи мужчин в третьей лиги Франции, а в 2019 г. Стефани стала первой женщиной-арбитром в Лиге 1. 

    В августе 2019 г. Фраппар отработала главным судьей Суперкубок УЕФА между «Ливерпулем» и «Челси». «Я думаю, что нет большой разницы между мужским и женским футболом, потому что в конечном итоге это футбол, – цитировали Фраппар накануне Суперкубка. – Для меня все одинаковое, включая судейство. Я не думаю, что ломаю какие-то барьеры или творю историю. Я просто делаю свою работу». И, похоже, участники матча остались довольны ее качеством. «Я говорил с бригадой судей после игры и сказал, что если бы мы играли так, как они судили, то мы выиграли бы 6:0», – объявил после игры главный тренер «Ливерпуля» Юрген Клопп.

    Сейчас ФИФА и УЕФА делят арбитров только по категориям, так что оплата за работу у мужчин и женщин одинаковая, если речь о матчах одного турнира. В 2021 г. в высшую категорию ФИФА входят 9 женщин и 17 мужчин. Эту группу подразделяют на дополнительные категории в зависимости от опыта и статуса. По итогам 2020 г. «элиту» составили 6 арбитров-мужчин. За матч Лиги чемпионов в качестве главного арбитра они получают $8000–10 000, до $4000 – в роли помощника и до $1000 за работу резервным арбитром. Зарплаты в женской Лиге чемпионов на порядок ниже: главный судья получает не больше $2000 за работу на матче.

    ЧЕТКИЙ ОРИЕНТИР

    Для коллег Стефани Фраппар является примером для подражания. Российская судья Анастасия Пустовойтова считает достижения француженки крайне важными и верит, что Стефани получит приглашение работать на Евро-2020. «Мы с Фраппар начали работать примерно в одно время и очень часто встречались на международных турнирах, – вспоминает Пустовойтова, еще в 2009 г. получившая статус арбитра ФИФА. – Раньше нашим примером для подражания была Бибиана Штайнхаус – первая женщина-судья в европейском футболе. Но карьера Стефани сейчас – топ. Она лучшая, крутейшая, и вообще любые хвалебные эпитеты со словом «самый» к ней применимы».

    Залог успеха Фраппар – невероятная физическая форма, считает Пустовойтова. «То, сколько и как она тренируется, – удивительно, – добавляет Анастасия. – Стефани живет в режиме профессионального спортсмена. Но при этом, конечно, восхищает доверие руководства. Которое поддерживает, хвалит, продолжает назначать. Благодаря этому у арбитра появляется уверенность в себе».

    Еще одна футбольная судья из России – Екатерина Костюнина считает, что Фраппар помогает и общий подход к женскому арбитражу в Европе: «Надо с сожалением констатировать, что в России у девушек-арбитров толком нет возможностей для централизованной подготовки. Я не могу прийти на стадион у себя в городе и попросить потренироваться, чтобы набрать форму. Надо самостоятельно найти тренера, заплатить ему, купить абонемент в спортзал и готовиться. Не хочешь – не будет у тебя подготовки. Понятно, что Фраппар заслуживает только восхищения за работу над собой. Но надо отметить и важность условий, которые создаются для нее и ее коллег в Европе».

    Женская тема в футбольном арбитраже развивается не только в Европе В 2019 г. в Австралии в число арбитров высшей лиги включили Кейт Яцевич, свой первый матч в качестве главного судьи она отработала в январе-2020. А 29 января 2021 г. судейский комитет федерации футбола Саудовской Аравии допустил к работе на матчах женской лиги 63 женщин-арбитров. Осенью 2020 г. они встречались с коллегами из Иордании и Ливана для обмена опытом –и теперь получили возможность применить свои знания на практике. Для страны, где женщин допустили на трибуны стадионов лишь в 2018 г., это колоссальный прорыв.

    РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    В России ближе всех к работе арбитром матча высшей лиги добралась Анастасия Пустовойтова. Сейчас она время от времени обслуживает матчи с участием клубов РПЛ в роли резервного судьи. И признается, что многое в ее карьере изменил 2020 год. В том числе участие в одном из сюжетов видеоблога «Красава». «После выпуска «Красавы» меня начали подключать к работе на мужских матчах, но дело не только в этом видео, – рассказывает Пустовойтова. – Мне было необходимо показать качественную работу, не ошибаться, получать высокие оценки. Сейчас уже почаще узнают, капитаны команд могут перед игрой выразить поддержку в духе: «Реф, будут обижать – обращайтесь, помогу». Практически за сезон ситуация изменилась. Да, неприятные выкрики с трибун есть и сейчас, но их меньше. А одобрительные аплодисменты раздаются все чаще».

    При этом внутри российского футбольного сообщества отношение к женщинам-судьям позитивное, считает Пустовойтова, а фанатам нужно дать время. «Быстро никто не привыкнет, болельщики-мужчины достаточно ревностно относятся к «своему» увлечению и не хотят изменений, – комментирует Анастасия. – Хотят видеть в мужском футболе мужчин-судей. Но если мы хотим быть современной и продвинутой страной, а не пересаживаться назад на повозку с лошадью, нужно следовать трендам. В конце концов, быть модными и продвинутыми – не так уж и зазорно».

    26-летняя Екатерина Костюнина, которая уже привлекалась в качестве резервного судьи на матч ФНЛ, вдохновляется примером Пустовойтовой, но отмечает его уникальность: в России девушке невероятно сложно быть футбольным арбитром и фокусироваться только на этой работе. «Анастасия Пустовойтова – наша Стефани Фраппар, наш живой пример, мы на нее равняемся и ориентируемся, – говорит Костюнина. – Ей здорово удается не сворачивать с выбранного пути. Многим девушкам в России это дается с трудом, потому что приходится распыляться и отвлекаться на другие вещи. В том числе искать параллельную работу, потому что в России женщины-арбитры в межсезонье вообще не получают никаких денег, а нужны средства на подготовку, нужно содержать себя и семью».

    В России карьеру женщин-арбитров осложняет скромная оплата труда и отсутствие социальных гарантий. Большинство российских рефери-женщин не могут рассчитывать на финансовую поддержку со стороны футбольных органов, так как не являются арбитрами ФИФА. Кроме того, обслуживают они в основном матчи женских команд, где дежурная ставка главного судьи за игру – 15 000 руб. (для сравнения: в РПЛ – 115 000 руб.). При этом больше двух матчей в месяц отработать крайне сложно. По итогам сезона-2020 максимальное число матчей для одного арбитра в женской Суперлиге – 13 за четыре месяца. Впрочем, это во многом связано с пандемией, сезон-2021 планируют в 27 туров с марта по ноябрь. Вот только вряд ли полноценный календарь сможет кардинально улучшить финансовое положение женщин-арбитров.